Сценарист "МУЗ-ТВ": "Умный человек шлягер не придумает"
О попсе
— Как вы оцениваете состояние нашей эстрады сегодня?
— Честно скажу: я никогда не любил русскую музыку. Несмотря на то что я в свое время работал на «Русском радио» здесь, в Калуге, и сейчас работаю на «Русском радио» в Москве, я к нашей музыке отношусь ну… с большим скепсисом. Потому, что тот ширпо-треб, который постоянно «на ушах», — это ужасно. Ко всему привыкаешь, но привыкание не значит, что тебе это нравится. Люблю цитировать Мазаева из «Морального кодекса»: «Два высших образования мешают написать шлягер».
Я слушаю ту музыку, которая мне нравится, — умную, если ее можно так назвать; музыку, созданную умными людьми. Но такого вообще очень мало, потому что всем нужен «чес». Радиослушатели тоже не хотят напрягаться, они любят, чтобы был какой-то ненавязчивый фон. Есть спрос — есть предложение, поэтому и существуют всякие там «тутси-мутси», «фабрики» и прочее.
О фестивалях
— Что вы думаете по поводу того, что в последние годы активно наступает альтернативное движение в музыке, и если раньше оно было подпольно, то сейчас появляются целые альтернативные музыкальные телеканалы?
— На самом деле это такое же подполье, как и раньше, по большому счету. Просто у подполья появились деньги. Это движение всегда держалось на энтузиастах, но в наше время у этих энтузиастов появились средства. Могу вам рассказать реальный случай. Вроде в прошлом году это было. Один раз к организаторам фестиваля «Крылья» приехала кучка банковских воротил. И они спросили: «Сколько вам нужно дать денег, чтобы мы выступили? У нас есть группа, нам очень нравится». Там такие суммы назывались, на которые можно было смело покрыть все расходы организаторов на этот фестиваль, на приезд хэдлайнеров. Но там было требование: эти люди хотели выступить после хэдлайнеров! Обычно же фестиваль закрывается хэдлайнерами, а они хотели выступить именно после! То есть прыгнуть выше головы. Но это был бы провал не для них, а для организаторов фестиваля. И на следующий свой фест они бы никого уже не набрали. В результате организаторы вышли из ситуации так: когда все закончилось, просто приехали другие автобусы с другими людьми на неразобранную сцену «Крыльев», согнали народ на площадку, человек так тысячу, и сняли там клип специально для этих банкиров.
О меломанах
— В этом году «Крылья» закрывала «Алиса», и, когда они играли последние песни, люди уже стали расходиться, потому что бытовое неудобство (закрытие метро) перевесило желание дослушать своих кумиров...
— Ну, вот о чем и речь. Когда говоришь об эстраде, как там все плохо, винить в этом надо прежде всего себя — что люди «глотают», то им и подают. И ментальность меняется в эту сторону: теперь главное не за ради бога приехать на фестиваль заранее с палатками, а успеть на последнюю электричку. Чтоб было комфортно, и чтоб было еще где поспать, на чем уехать обратно. Тут надо уже что-то менять, и менять кардинально. Либо культура должна быть такой, чтобы она меняла народ.
— То есть вы имеете в виду, что люди приезжают больше на комфортные условия, чем к своим кумирам?
— Еще два-три года назад люди в основном приезжали на своих кумиров, проcто послушать музыку. Но сейчас таких все меньше и меньше. Это как в свое время был всплеск интереса к религии, которая вдруг стала «модной». А если человек не из этой среды, он чувствует себя в ней некомфортно, что он делает? Разворачивается и уезжает.
Об альтернативе
— Вы считаете, что наша альтернатива достойна стать доступной по всем каналам раскрутки?
— Если это слушают, то почему бы нет? Если есть определенный сегмент социума, который поглощает этот продукт, то он имеет право на существование. Другой вопрос, насколько это массово. Альтернатива — она была всегда в той или иной мере. Раньше там для кого-то «Черный кофе» и «Ария» были достаточно жесткой музыкой альтернативного плана по сравнению с «Веселыми ребятами», с «Песнярами», а сейчас это уже попсовенько. Альтернатива сейчас другая. А например, альтернатива, которая идет с Запада, — тот же популярный «Tokio Hotel» — альтернатива девочек-подростков, визжащих и рыдающих, для более старшего поколения неприемлема. А то, что они принимают, этого сейчас просто уже нет. Вот тот же «Чайф», к примеру. Они были в свое время такими динозаврами, а сейчас уже это просто люди, которые заработали себе имя, точно так же, как и «Машина времени», и почивают на лаврах. Да, они сейчас пытаются все еще держаться ближе к той черте, где начинается рок, но все равно это уже не то. Подрастающее поколение уже называет это попсой, а для кого-то постарше это по-прежнему рок.
Досье на Вахрушева:
- Родился: в Калуге 31.10.1973
- Учился: средняя школа №7, КГПУ, биохимический факультет.
- Работал: городское радио, МС-Радио, областное радио, «Русское радио-Калуга», «Хит-FM-Калуга»
- Увлечения: бильярд, футбол, большой поклонник фэнтези.
- Семейное положение: познал в этой жизни и брак, и радость быть отцом.
Юлия ЛАПЫГИНА.