«Нам не суждено было вернуться домой...»
В июне 1941-го Жене Нужной было неполных 15 лет. Ей рано пришлось повзрослеть.
В июне 1941-го Жене Нужной было неполных 15 лет. Ей рано пришлось повзрослеть. Сегодня Евгения Борисовна рассказывает, что она пережила в те «роковые сороковые».
«В нашем доме была немецкая комендатура»
— Мы жили на Украине, в Житомирской области. В тот страшный день, 22 июня, я была в пионерлагере. О том, что фашистская Германия напала на Советский Союз, узнала от восемнадцатилетнего брата. Он приехал ко мне в лагерь, показал повестку из военкомата. И до 1946 года я его не видела.
По лагерю объявили: началась война. За ребятами стали приходить родители. Моя мама работала на заводе допоздна, поэтому домой я добиралась одна. По дороге попала под обстрел. Вражеские самолеты опускались так низко, что в кабинах можно было разглядеть немецких летчиков. Я пыталась укрыться от них, бежала от одного дерева к другому, а они будто преследовали меня и все строчили и строчили. Мне чудом удалось спастись.
Домой попасть не могла долго: мама сильно задержалась из-за бомбежки. Ночь провели в подвале у соседей. Мы понимали: оставаться в городе нельзя. Моя мама, Полина Семеновна, уже 10 лет была очень активным членом партии. Уходили в летних платьицах, почти без вещей, рассчитывая, что война скоро закончится.
Мы тогда не знали, что уезжаем навсегда. Позже нам рассказали, что в нашем доме расположилась фашистская комендатура. Немцы устраивали там свои бесчинства. Мою самую близкую подругу они изнасиловали и, беременную, расстреляли.
По жизни отличницы
— Чудовищная бомбежка продолжалась всю дорогу. Мы ехали на открытых платформах. Раненых и убитых оставляли на станциях.
Состав был эвакуирован на Северный Кавказ, в село Александрия. Рабочей силы в колхозе не хватало. Мы трудились в поле с утра до ночи. Я полола хлопок, а мама сама разводила костер и готовила еду для всей бригады колхозников. Привыкшие все делать на отлично, мы с мамой работали так, что кровь в буквальном смысле выступала из-под ногтей.
По селу стали ходить слухи, что фашисты уже недалеко от Александрии. Началась наша вторая эвакуация. Она оказалась еще страшнее предыдущей и длилась 2 месяца.
В Сталинграде
— Мы решили ехать в Новосибирск, чтобы проститься с умирающим братом мамы. Добирались, как могли, хотя билеты были у нас на руках. Поезд больше стоял, чем шел. Ударили ноябрьские морозы. Мы примерзали к сиденьям. Умыться было негде. Одежда у всех была усыпана вшами, как пшеном. Бомбежки не прекращались, и поезда перестали ходить.
Пришлось долго идти пешком. Чтобы не сбиться с пути, присоединялись к отступающим войскам. Впереди был Сталинград. По решению Совнаркома там уже формировалось народное ополчение, создавались истребительные батальоны, возводились оборонительные укрепления. До главных сталинградских боев оставался целый год, но уже тогда город казался опустошенным.
Суровая сибирская зима
— И вот мы наконец в Новосибирске. Город встретил нас, необутых, полураздетых, 40-градусными морозами. Через неделю мы уже хоронили маминого брата.
Нас приютила женщина с маленьким ребенком, муж которой погиб на войне. В ее крошечном домике на краю оврага мы снимали угол. Я снова пошла в школу. Наш восьмой класс учился в четвертую(!) смену. С занятий я возвращалась так поздно, что хозяйка отказывалась пускать меня домой. Мама работала в ночную. Так что открыть дверь было некому. Вот и приходилось стоять ночью одной на отшибе. Учебу опять пришлось оставить. Целыми днями я теперь прислуживала хозяйке. И грезила о том заветном дне, когда снова смогу стать школьницей.
«Это было недавно, это было давно»
— Моя мечта сбылась. Я училась, каждое лето работала в колхозе. За перевыполнение плана получала дополнительный хлебный паек. В аттестате зрелости у меня одни пятерки.
Никогда не забуду 9 мая 1945 года. Как будто вчера это было: мы с одноклассницами бежим по городу в нарядных белых фартучках и поздравляем всех с Победой…
Без войны
Пережитое в те годы не прошло бесследно. Но Евгения Борисовна всегда следует своему девизу: «Жить, несмотря ни на что».
Закончив с отличием московский педагогический институт, она по распределению была направлена в Калугу. Здесь вышла замуж, родила дочку. 36 лет посвятила школе №6. Работала учителем русского языка и литературы, потом завучем. Евгения Борисовна Нужная — заслуженный учитель РСФСР.
Записала Лилия Булаевская.
Фото из архива Е.Б. Нужной.
Каждая семья наверняка хранит истории, фотографии военных лет. Поделитесь с нами своими воспоминаниями. Мы ждем ваших откликов: 248600, г. Калуга, ул. Комарова, 36, «Калужский перекресток», «Победители», телефон 79-04-54. Свои рассказы вы увидите на страницах газеты.