Извозчики в Калуге брали за простой 60 копеек в час
Все извозчики делились на одноконных лихачей, ночных «Ванек», «голубей со звоном» и «троечников» — занимавшихся катанием на тройках. В 1910 году летом плата за проезд составляла от 30 до 75 копеек. Если клиент просил подождать, то час ожидания стоил 60 копеек.
Из деревни — в город
Обычно извозом занимались крестьяне из окрестных деревень. Но конкуренция была большая. Новенького работника, если клиентов переманивать начнет, могли побить, а коляску сломать. Были среди извозчиков и хозяева. Это те, которые держали несколько экипажей. К ним в работники нанимались в основном односельчане, которые ежедневно к назначенному часу должны были привозить определенную сумму выручки. Если деньги не привозились, рос долг. Затем этот долг либо выплачивался, либо отрабатывался по хозяйству.
В 1916 году калужского полицмейстера Ростовского беспокоил наплыв в город зимних извозчиков. У крестьян закончились полевые работы, и они ринулись в Калугу на заработки. Однако не привыкшие работать в городе крестьяне вели себя непристойно. В деревне ведь можно было и заснуть, кобыла сама тебя довезет до дома. Кроме того, они нарушали закон — занимались извозом не зарегистрировавшись. Поймать же их было непросто. Остановишь кучера, а он говорит: «Я здесь не работаю, просто в город по хозяйству приехал, а добрые люди попросили подбросить их до дома, не смог отказать!»
Полицейских называли «фараонами»
Более 100 лет назад извозчики весьма «любили» городских полицейских, поскольку те останавливали их и собирали мзду. Извозчики обзывали блюстителей порядка «фараонами», «селедочниками» и «околодырями». Если у городовых было пусто в карманах, они запросто могли придраться к извозчику, сказав, например, что у него грязная одежда или номерной знак прибит не там. Такса штрафа за разные провинности была от гривенника до рубля. Знакомая картина?
Разумеется, и в те времена среди городовых были порядочные люди, а среди извозчиков встречались и матерщинники, и драчуны, и нечистые на руку людишки.
Кнутом по спине
На каждой стоянке у извозчиков был свой староста. Он не выезжал в рейс, а следил за порядком на стоянке, получая с каждого кучера процент. Староста определял, кому когда выезжать. У любого извозчика была монета с загнутыми концами или дыркой посередине. Все эти монеты сбрасывались в шапку, и староста вынимал их, определяя, кому сейчас выезжать. С теми, кто нарушал порядок, староста не церемонился — бил кнутом по спине.
Кафтан отделывали мехом
Извозчиками ведала городская управа. Здесь они регистрировались, получали номер, вид на жительство и удостоверение о политической благонадежности. Те, кто не достиг 18 лет, извозом заниматься не могли.
Одежда у извозчиков была особая и устанавливалась распоряжением городской управы. Они носили кафтан «на фантах» — с двумя сборками сзади, подпоясанный ремнем, и высокую шапку, расширявшуюся кверху. Некоторые любили пофрантить и отделывали свою форму мехом, в основном лисьим. У всех должна была быть борода и особая прическа – «в скобку». А непременным атрибутом был кнут, заткнутый за голенище сапога.
Татьяна Светлова.
Фото из частных коллекций калужан.
При подготовке материала была использована книга Евгения Фридгельма «Калуга и калужане: Быт и нравы жителей губернского города конца XIX — начала XX вв.»
Ну и ну!
Первый автопробег шел через Калугу
К 1917 году в Калуге было два легковых автомобиля. Один — у губернатора, второй — в распоряжении председателя окружного суда. Но еще в 1910 году через Калугу проходил автопробег! Его путь лежал из Петербурга через Москву и Киев обратно в Питер. В Калуге принялись ремонтировать дороги. В Малоярославец, насчитывавший в те годы всего 2 тысячи жителей, завезли 260 пудов бензина. И жители повадились к цистерне за горючим. Однако полицейские давали им от ворот поворот. Местные власти хотели даже вызывать подмогу, ведь в 1910 году на весь Малоярославец насчитывалось всего 14 полицейских, включая их начальство. Авторалли прошло практически без проблем. Только в Юхнове дорогу автомобилям преградил пьяный извозчик. На требования городового очистить путь он только матерился и кричал, что никакая «фукалка» не заменит лошадь — самого преданного человеческого друга.
Однако прогресс не остановишь. Первый автобус в Калуге пустили в 1929-м, а первый троллейбус — в 1956 году.
Дорогие читатели! Если у вас сохранились фотографии старой Калуги, необычные вещи, вы знаете историю жизни своих калужских прадедушек и прабабушек, звоните нам в редакцию по тел. 79-04-54.
Пишите по адресу: г. Калуга, ул. Комарова, 36, «Калужский перекресток». Адрес электронной почты st@kp.kaluga.ru