Из Калининграда калужане возвращаться не хотят
О том, как живется русскому человеку в Калининграде, «Перекрестку» рассказал студент КГПУ им. К. Э. Циолковского, участвовавший в археологических раскопках в центре бывшего немецкого города и после недельного отпуска вновь отправившийся «докапываться» до прелестей европейской жизни.
Москва далеко
«Мы не островок России – мы Россия», — гласят жизнерадостные плакаты на улицах города. Но калининградцы все же чаще ездят в Европу, чем в Россию. Далекую Москву не приближает ни российское телевидение, ни пресса. Процессы, происходящие на «материке», затрагивают, конечно, интересы местных жителей. Но близость Европы сказывается на умах людей.
— Не хочу я отсюда уезжать, — говорит знакомый калининградец. – Мне в Москве работу предлагают, обещают 35 тысяч. Не хочу. Думаю, через некоторое время все равно отделимся.
Упаднические ли это настроения или здравый рационализм – государство разберется. А пока в Кенигсберге не требуют визу, съездить туда стоит.
Виза или не виза — вот в чем вопрос
— В отличие от «чужой» Европы, в Калининград попасть намного проще. Все, что требуется, — это оформить загранпаспорт. И это лишь в том случае, если добираться поездом, через Белоруссию и Литву. Если на самолете — то и он не нужен. Ни визы, ни прочих препятствий не имеется. На границе с Литвой европеизированные литовцы прямо в поезде выдают визу для проезда через их территорию. Действительна она в течение трех месяцев, а значит, три месяца можно беспрепятственно кататься туда-обратно. Обыкновенный скорый поезд обойдется всего в 900 рублей, фирменный «Янтарь» — в 1100 рублей за плацкарт. Не дороже, чем на юг. Авиаперелет, естественно, дороже — в среднем с учетом роста цен от 3 тысяч. Но зато в разы быстрее.
Что смотреть будем?
— Сам город по площади как Калуга, но население чуть больше — около 500 тысяч человек. Но если основные достопримечательности Калуги можно обозреть за день в силу компактного их расположения, то в Калининграде для этих целей дня будет явно мало. Нужна как минимум неделя, чтобы почувствовать ритм города, чтобы посмотреть ВСЕ.
Архитектура города сильно пострадала от бомбардировок англичанами в 1944 году и в результате штурма тогда еще Кенигсберга советскими войсками в 45-м. Но европейский характер города уничтожить все же не удалось. Очень много старых зданий XVIII-XIX вв., фортов, о подлинном числе которых споры идут до сих пор (несколько из них открыты для посещений, остальные все еще используются как военные склады), католических храмов. В кафедральном соборе находится могила выдающегося философа, жившего и мыслившего в Кенигсберге – Иммануила Канта. Остров, на котором стоит собор, носит его имя.
Как погодка?
— Если вам не нравится наша погода, подождите 15 минут, и она изменится, — говорят калининградцы. Они точно подметили характер приморского климата. Погода действительно очень изменчива. Но это абсолютно не мешает процветать, к примеру, Светлогорску и Зеленоградску — курортным зонам всероссийского значения. Купальный период такой же, как и во всей средней полосе России. Из Калининграда добраться туда можно на автобусе. Дорога займет меньше часа. Билет стоит 35-40 рублей.
Как в Европе?
— Уровень европейской культуры, безусловно, влияет. Город чистый, опрятный. На пешеходных переходах водители пропускают – в Калуге такое встретишь нечасто. А вот тротуары в Калуге пока лучше. Эра тротуарной плитки до российского анклава еще не дошла. Везде преимущественно асфальт, и весь в трещинах. Россия!
Уровень жизни оценить сложно. В регионе очень много иномарок – процентов 90. В целом, это понятно: рядом Европа, машины дешевле, бензин дороже. Но на улицах города можно встретить и очень дорогие марки — «Бентли», «Майбах» и др. Много девушек на дорогущих «мерседесах» и «BMW». Девушек вообще много. Красивые, хорошо одетые, стильные. Опять же сказывается близость Европы. Много хорошей фирменной одежды. Калининградцы катаются в Германию, Польшу, Литву. До недавнего времени жителям области это можно было делать без оформления визы.
Записал Константин ОВЧИННИКОВ.
Фото Игоря УКОЛОВА.