«Мы на этом свете не единственные»
Уверен уникальный калужский фотоохотник Константин ШИРЯЕВ, говоря о животном мире. Посетив фотографа дома, мы побеседовали о его жизни, фотографии и природе.
Скромная квартирка на девятом этаже. Интерьер соответствующий — все стены заклеены большими и маленькими фото, в рамках и без рамок. Фото животных, пейзажей, рисунки красками и «с фотошопом» и всего пара черно-белых фотопортретов – его жены Дины в былые годы и вечно молодой дочери (она умерла в 25 лет. – Прим. авт.).
«Я — самоучка»
— Почему вы называете себя фото-охотником?
— Когда я склонился к тому, чтобы фотографировать природу, то это называлось «фотограф-анималист». Потом — «натуралист». А теперь я называю себя фотоохотником. И вот по какой причине: я снимаю и цветы, и ягоды, и бабочек, и диких животных. Но за ними нужно именно «охотиться». Для этого я делаю специальные маскировочные костюмы, ставлю палатки в лесах, на болотах, чтобы снять то, что мне нужно.
— Константин Иванович, расскажите, пожалуйста, о том, как начинали.
— В этом году будет 50 лет, как я снимаю – можно сказать, профессиональный юбилей. В 11 лет мама купила мне сразу «Зенит 3М» – это профессиональный фотоаппарат с увеличителем. И я стал много ходить по горам (родился я и жил тогда в Крыму), снимал.
— Почему она купила вам именно фотоаппарат, а не, к примеру, велосипед?
— Потому что мне это нравилось. Представьте себе проявку тех времен: вот не было ничего, и вдруг на пленке что-то появляется…
Но чуть позже, отвечая на тот же вопрос, Константин Иванович, смеясь, признался:
— Мама моя в то время заканчивала геофак заочно, и ей нужны были снимки в диплом. Видя, что я тянусь к фотографии, она и купила мне «Зенит». И мои снимки пошли в ее диплом.
Ни в какие кружки ни по фотографии, ни по чему-то еще я не ходил. Хоть и фотографией всю жизнь только и занимался, но я самоучка.
Фотоохота вылечиться помогла, но денег не принесла
— Так почему именно природа, а не портреты или…?
— Хороший вопрос. Дело в том, что я в детстве (в год и семь месяцев) заболел менингитом. Здоровье после него не было крепкое. Преподаватель физкультуры мне сказал тогда — помню его слова как сейчас: «Я не могу с тобой заниматься, меня выгонят с работы, но, если ты хочешь жить, ты должен ходить потихоньку. Почувствуешь себя хуже – остановись. Но только ходи везде один. Если будешь с другими – будешь тянуться за ними. Но они сильные, а ты слабый, и тебя может не хватить…».
И я ходил один, головой вертел. Так потихонечку я увлекся природой, начал фотографировать. И постепенно я окреп благодаря своему увлечению – ведь с фотоаппаратом и ходить, и бегать приходилось.
Потом, когда переехал в Калугу, стал спорт снимать. Поснимал на одном из соревнований — не понравилось, я ведь не фотомашина, у меня мысли есть. Снимая, я видел, что там все продается и покупается, один человек может выступать под разными фамилиями за трех других, и мне это не понравилось.
— Когда и почему вы переехали на ПМЖ в Калугу?
— Сюда я приехал в 69-м году, потому что в Бахчисарае не мог устроиться на хорошую работу. Переехав в Калугу, тоже столкнулся с трудностями. Без прописки никуда не брали, а без работы не давали прописку. А жили мы тогда с Диной на съемной квартире. Потом устроился-таки на работу, и прописала она меня по общежитию своего института. Работал то художником-оформителем, то фотографом на СДВ, был переплетчиком, в милиции оперативной съемкой занимался. Но моя работа неприбыльная, она даже не окупилась.
«Кадры не повторяются»
— Расскажите, как проходит процесс фотоохоты?
— Я учился этому у охотников. Охота бывает двух видов – ходовая и из засады, так и у меня. Для засады делаю «скрадок» или «лабаз» — это специальные охотничьи укрытия — и оттуда снимаю. Обычно езжу одним днем, а иногда и с ночевкой. Бинокль и костюм для лазания по болотам – вот все мои орудия труда кроме фотоаппарата. И когда я сижу в засаде, для меня 10-15 часов просидеть — это нормально. Я сколько смогу – столько и буду снимать, ведь кадры не повторяются! Больше всего я люблю снимать живность. Она интересна тем, что не капризничает: сними меня так, эдак, а это мне не нравится…
— Чем вы сейчас заняты?
— Своим любимым делом, конечно. Если я день не поснимал или не поработал в фотошопе, то он прожит зря. Теперь делаю диск «Птицы Калужской области», потом будет «Растительный мир». Птицы, лягушки, гадюки и многое другое, что наснимал в прежние годы, я теперь систематизирую, ну и продолжаю дальше снимать. Хочу сделать диск к Новому году (юбилейному), собрать там свои любимые снимки. Родня это увидит и знакомые – они оценят, а это уже приятно.
Юлия ЛАПЫГИНА.
Фото из архива Константина ШИРЯЕВА.
Досье «Перекрестка»
ФИО: Константин Иванович Ширяев
Родился: 2 марта 1946 года в городе Бахчисарае Крымской области.
Образование и работа: Учился в культпросветучилище, на режиссерском факультете, в Симферополе. В фотокружках замечен не был. Работал переплетчиком, фотографом на заводе, художником-оформителем. Было 32 персональные выставки. Немного снимков использовано в книгах и периодической печати.
Фотографировал в Крымской, Воронежской и Калужской областях. Продолжительное время занимаюсь съемкой природы.