Игра в одни ворота?
Правильно ли делает наше государство, предъявляя к гражданам все более жесткие требования?
Сегодня у всех на слуху активно обсуждаемый Госдумой вопрос об изменении административного кодекса. В первую очередь поправки в случае их принятия (а в этом, похоже, никто не сомневается) коснутся автомобилистов, нарушающих правила дорожного движения. Авторы нововведений предлагают в разы увеличить штрафы. Например, за проезд без ремня безопасности — с 50 до 300 рублей, за вождение в пьяном виде — до 5000 рублей или даже ареста на 15 суток и т. д.
В этой ситуации народные избранники, как, впрочем, и все население, поделились на две части. Одни, как, к примеру, депутат Похмелкин, говорят, что ужесточение санкций приведет лишь к росту коррупции, на деле же ничего не изменится. Другие заявляют, что давно пора положить конец распущенности и беззаконию во всех сферах. А на дорогах — в особенности.
Не берусь оспаривать ту или иную точку зрения. Однако при этом не могу не заметить, что в последнее время в нашей стране действительно налицо тенденция ужесточения существующих порядков. И правила дорожного движения лишь один из примеров. Но проявляется эта тенденция как-то своеобразно.
Какие здесь возникают поводы для размышлений?
Возьмем хотя бы проблему незаконной миграции. Если раньше с ней должна была бороться милиция, которая и отлавливала нелегалов, то с недавних пор власти ужесточили ответственность для тех, кто берет иностранцев на работу. За каждого такого труженика, не оформленного по всем правилам, руководителю предприятия придется выложить штраф до 800 тысяч рублей.
То есть теперь мы, частные граждане, должны исполнять государственные функции и подчищать хвосты за миграционной службой. Если решите вдруг нанять себе приезжего шабашника починить забор или вскопать огород, то теперь вы сами должны проверить, есть ли у него специальная карточка.
Похожая ситуация наблюдается и при борьбе с контрафактом. Пытаясь ужесточить ответственность за нарушения в этой сфере, государственные органы кинулись преследовать тех, кто пользуется пиратской продукцией. То есть начали не с производителей левых дисков, а с нас, простых потребителей. Апофеозом этого абсурда стала история несчастного Александра Поносова из Пермского края (которая, кстати, для него еще не закончилась). Показательный процесс решили устроить не над воротилой пиратского бизнеса, а над директором простой сельской школы, у которой на легальное программное обеспечение и денег-то вряд ли хватит.
Зато там, где действительно нужна строгость, наше руководство порой проявляет чудеса либеральности. Чего стоит одно только печально известное постановление Правительства № 231 от 6 мая 2004 года, фактически легализовавшее мелкую наркоторговлю. Напомню, речь в нем шла об установлении средних разовых доз наркотических и психотропных веществ, которые россиянам разрешено было безнаказанно иметь при себе для личного потребления.
Так, допустимая доза героина была увеличена с 0,005 г до 0,1 г, марихуаны — с 0,5 г до 2 г. Гашиш разрешили беспрепятственно носить в количестве, не превышающем 0,5 г, маковой соломки — не более 10 г.
Объяснялся же столь смелый шаг тем, что наркоманы лишь несчастные жертвы распоясавшихся торговцев смертью. И ловить надо не мелких сошек, а крупную рыбу — оптовых сбытчиков.
Многочисленные голоса противников подобной либерализации, пытавшихся напомнить о том, что наркозависимый человек одновременно является и распространителем этой заразы, так и остались неуслышанными. Добиться отмены злополучного постановления удалось только с начала 2006 года. Смертность же от наркотиков за тот период выросла втрое.
Да и вообще, глядя вокруг, невольно задумываешься: а стоит ли давать нашему народу хоть какие-то послабления? Способен ли он ответственно распоряжаться собственной свободой — особенно там, где она может затронуть права и интересы других людей?
Что предпочтительнее: кнут или пряник?
В принципе, я не против того, что гайки сегодня потихоньку закручиваются. И дело здесь не в тоске по сильной руке. Таков уж наш менталитет: далеко не все готовы исполнять существующие правила. Многие по-прежнему надеются на авось-небось. Причем зачастую не заботятся не только о собственной, но и о чужой безопасности. Перевозят пассажиров на разваливающихся самолетах. Поят и кормят своих сограждан ядовитыми суррогатами. Пичкают сомнительными лекарствами. А те, кто должен за всем этим следить, пекутся в основном лишь о собственном кармане.
В результате только после очередной трагедии мы узнаем, что, например, в краснодарском доме престарелых, где в ночь на 20 марта в огне погибли 62 человека, ранее уже было выявлено более 30 нарушений пожарной безопасности. Однако большая их часть так и осталась неисправленной: руководство не спешило выполнять вынесенные инспекторами предписания, да те и сами, похоже, не особо на этом настаивали. Кого в таких случаях судить в первую очередь?
Понятно, что одними лишь увещеваниями всех к порядку не призовешь. Тем более после эйфории 90-х годов. Вот и приходится брать в руки кнут. А уж сфер для его применения хоть отбавляй.
К примеру, в Белгородской области в прошлом году реально начали штрафовать за сквернословие в публичных местах — минимум на 500, максимум на 1500 рублей. В результате только за первое полугодие за счет этого собрали с нарушителей не менее семи миллионов рублей. И бюджет пополнили, и охоту материться на чем свет стоит у многих отбили. Против подобного ужесточения я лично ничего не имею.
Сегодня мы также слышим, как на фоне разговоров о демографическом кризисе все громче раздаются призывы к более жесткой борьбе с повальным пьянством. Предлагается, в частности, возродить ЛТП для принудительного лечения хронических выпивох. И наверное, это тоже было бы правильно: несчастная семья алкоголика хоть немного отдохнет от его дебошей и постоянной нервотрепки, а сам он получит пусть небольшой, но шанс победить болезнь.
В подобных случаях мы можем говорить о том, что закручивание гаек основной массе населения пойдет лишь на пользу и будет людьми поддержано. Но, к сожалению, в реальности пока преобладают совершенно другие примеры.
Почему так происходит?
Все дело в том, что власть зачастую пытается решать наиболее острые проблемы в одностороннем порядке — прибегая к жестким мерам только в отношении народа. Получается, кого проще — того и зажимаем.
Если снова вернуться к правилам движения, с которых мы начинали разговор, то борьба с нарушениями здесь опять ведется как-то однобоко. Да, депутаты вынуждены были взяться за этот больной вопрос, потому что смертность на дорогах у нас уже стала, как в Африке: больше 35 тысяч человек ежегодно.
Но палка-то о двух концах. Вырастут штрафы — должно усилиться и противодействие взяточникам: начиная от спрятавшегося в кустах инспектора с жезлом и заканчивая обитателями высоких кабинетов. Однако адекватных мер пока не видно. Что и говорить, если проект закона о борьбе с коррупцией уже 10 лет пылится в Госдуме. И принимать его сегодня никто не спешит.
В этой связи интересен другой опыт. Например, во Франции с автомобилистами не так давно складывалась ситуация, аналогичная нашей. Но там чиновники разобрались в причинах и честно признали: да, все нарушают правила, потому что они попросту устарели, не соответствуют ни уровню современных машин, ни качеству дорог. В результате допустимую скорость движения на трассе увеличили до 135 км/ч. Зато теперь, если ты эти правила нарушил, шкуру сдерут: штраф достигает нескольких сотен евро.
В России сегодня тоже практически все водители являются нарушителями. Однако власть предпочитает не брать ответственности на себя, а сваливает ее на нас. Не предлагает вначале скорректировать правила, отремонтировать дороги и создать нормальную систему контроля за движением (в том числе с помощью современных технических средств), а первым делом норовит усилить наказание автовладельцев.
Сама же милиция тем временем носится по встречной. А высокопоставленные должностные лица со своими мигалками и спецномерами вовсе потеряли разум. Только посмотрев ужасающую статистику (по некоторым сведениям, аварийность таких машин в 30 раз превышает средний показатель), руководство страны стало лишать их этой роскоши — якобы под видом борьбы с чрезмерными чиновничьими привилегиями.
Глядя на все происходящее, можем ли мы вообще надеяться, что ситуация когда-нибудь изменится? Думаю, что да. Но для этого необходим приток во власть свежей крови. Не зря говорится, что новое вино не вливают в старые мехи. Я уже не раз ссылался на опыт президента де Голля, который дважды распускал и набирал заново французскую полицию, очищая государственный аппарат от коррупционной ржавчины. Столь радикальные меры действительно помогли ему добиться поставленной цели. Когда Саакашвили пару лет назад сделал то же самое с грузинской автоинспекцией, многие у нас лишь посмеивались. Однако сегодня там, в отличие от России, люди в погонах уже не побираются на дороге.
Да, наверное, народ надо держать в строгости. Но строгость эта должна быть одинакова ко всем, а не к отдельным — наиболее беззащитным — категориям граждан. Поэтому если уж и ужесточать законы, то нужно, чтобы их потом исполнял каждый. Когда же власть сама этого не делает, то у многих неизбежно возникает вопрос: а почему мы первыми должны подавать ей пример?
Александр ЛАПИН.
В этой ситуации народные избранники, как, впрочем, и все население, поделились на две части. Одни, как, к примеру, депутат Похмелкин, говорят, что ужесточение санкций приведет лишь к росту коррупции, на деле же ничего не изменится. Другие заявляют, что давно пора положить конец распущенности и беззаконию во всех сферах. А на дорогах — в особенности.
Не берусь оспаривать ту или иную точку зрения. Однако при этом не могу не заметить, что в последнее время в нашей стране действительно налицо тенденция ужесточения существующих порядков. И правила дорожного движения лишь один из примеров. Но проявляется эта тенденция как-то своеобразно.
Какие здесь возникают поводы для размышлений?
Возьмем хотя бы проблему незаконной миграции. Если раньше с ней должна была бороться милиция, которая и отлавливала нелегалов, то с недавних пор власти ужесточили ответственность для тех, кто берет иностранцев на работу. За каждого такого труженика, не оформленного по всем правилам, руководителю предприятия придется выложить штраф до 800 тысяч рублей.
То есть теперь мы, частные граждане, должны исполнять государственные функции и подчищать хвосты за миграционной службой. Если решите вдруг нанять себе приезжего шабашника починить забор или вскопать огород, то теперь вы сами должны проверить, есть ли у него специальная карточка.
Похожая ситуация наблюдается и при борьбе с контрафактом. Пытаясь ужесточить ответственность за нарушения в этой сфере, государственные органы кинулись преследовать тех, кто пользуется пиратской продукцией. То есть начали не с производителей левых дисков, а с нас, простых потребителей. Апофеозом этого абсурда стала история несчастного Александра Поносова из Пермского края (которая, кстати, для него еще не закончилась). Показательный процесс решили устроить не над воротилой пиратского бизнеса, а над директором простой сельской школы, у которой на легальное программное обеспечение и денег-то вряд ли хватит.
Зато там, где действительно нужна строгость, наше руководство порой проявляет чудеса либеральности. Чего стоит одно только печально известное постановление Правительства № 231 от 6 мая 2004 года, фактически легализовавшее мелкую наркоторговлю. Напомню, речь в нем шла об установлении средних разовых доз наркотических и психотропных веществ, которые россиянам разрешено было безнаказанно иметь при себе для личного потребления.
Так, допустимая доза героина была увеличена с 0,005 г до 0,1 г, марихуаны — с 0,5 г до 2 г. Гашиш разрешили беспрепятственно носить в количестве, не превышающем 0,5 г, маковой соломки — не более 10 г.
Объяснялся же столь смелый шаг тем, что наркоманы лишь несчастные жертвы распоясавшихся торговцев смертью. И ловить надо не мелких сошек, а крупную рыбу — оптовых сбытчиков.
Многочисленные голоса противников подобной либерализации, пытавшихся напомнить о том, что наркозависимый человек одновременно является и распространителем этой заразы, так и остались неуслышанными. Добиться отмены злополучного постановления удалось только с начала 2006 года. Смертность же от наркотиков за тот период выросла втрое.
Да и вообще, глядя вокруг, невольно задумываешься: а стоит ли давать нашему народу хоть какие-то послабления? Способен ли он ответственно распоряжаться собственной свободой — особенно там, где она может затронуть права и интересы других людей?
Что предпочтительнее: кнут или пряник?
В принципе, я не против того, что гайки сегодня потихоньку закручиваются. И дело здесь не в тоске по сильной руке. Таков уж наш менталитет: далеко не все готовы исполнять существующие правила. Многие по-прежнему надеются на авось-небось. Причем зачастую не заботятся не только о собственной, но и о чужой безопасности. Перевозят пассажиров на разваливающихся самолетах. Поят и кормят своих сограждан ядовитыми суррогатами. Пичкают сомнительными лекарствами. А те, кто должен за всем этим следить, пекутся в основном лишь о собственном кармане.
В результате только после очередной трагедии мы узнаем, что, например, в краснодарском доме престарелых, где в ночь на 20 марта в огне погибли 62 человека, ранее уже было выявлено более 30 нарушений пожарной безопасности. Однако большая их часть так и осталась неисправленной: руководство не спешило выполнять вынесенные инспекторами предписания, да те и сами, похоже, не особо на этом настаивали. Кого в таких случаях судить в первую очередь?
Понятно, что одними лишь увещеваниями всех к порядку не призовешь. Тем более после эйфории 90-х годов. Вот и приходится брать в руки кнут. А уж сфер для его применения хоть отбавляй.
К примеру, в Белгородской области в прошлом году реально начали штрафовать за сквернословие в публичных местах — минимум на 500, максимум на 1500 рублей. В результате только за первое полугодие за счет этого собрали с нарушителей не менее семи миллионов рублей. И бюджет пополнили, и охоту материться на чем свет стоит у многих отбили. Против подобного ужесточения я лично ничего не имею.
Сегодня мы также слышим, как на фоне разговоров о демографическом кризисе все громче раздаются призывы к более жесткой борьбе с повальным пьянством. Предлагается, в частности, возродить ЛТП для принудительного лечения хронических выпивох. И наверное, это тоже было бы правильно: несчастная семья алкоголика хоть немного отдохнет от его дебошей и постоянной нервотрепки, а сам он получит пусть небольшой, но шанс победить болезнь.
В подобных случаях мы можем говорить о том, что закручивание гаек основной массе населения пойдет лишь на пользу и будет людьми поддержано. Но, к сожалению, в реальности пока преобладают совершенно другие примеры.
Почему так происходит?
Все дело в том, что власть зачастую пытается решать наиболее острые проблемы в одностороннем порядке — прибегая к жестким мерам только в отношении народа. Получается, кого проще — того и зажимаем.
Если снова вернуться к правилам движения, с которых мы начинали разговор, то борьба с нарушениями здесь опять ведется как-то однобоко. Да, депутаты вынуждены были взяться за этот больной вопрос, потому что смертность на дорогах у нас уже стала, как в Африке: больше 35 тысяч человек ежегодно.
Но палка-то о двух концах. Вырастут штрафы — должно усилиться и противодействие взяточникам: начиная от спрятавшегося в кустах инспектора с жезлом и заканчивая обитателями высоких кабинетов. Однако адекватных мер пока не видно. Что и говорить, если проект закона о борьбе с коррупцией уже 10 лет пылится в Госдуме. И принимать его сегодня никто не спешит.
В этой связи интересен другой опыт. Например, во Франции с автомобилистами не так давно складывалась ситуация, аналогичная нашей. Но там чиновники разобрались в причинах и честно признали: да, все нарушают правила, потому что они попросту устарели, не соответствуют ни уровню современных машин, ни качеству дорог. В результате допустимую скорость движения на трассе увеличили до 135 км/ч. Зато теперь, если ты эти правила нарушил, шкуру сдерут: штраф достигает нескольких сотен евро.
В России сегодня тоже практически все водители являются нарушителями. Однако власть предпочитает не брать ответственности на себя, а сваливает ее на нас. Не предлагает вначале скорректировать правила, отремонтировать дороги и создать нормальную систему контроля за движением (в том числе с помощью современных технических средств), а первым делом норовит усилить наказание автовладельцев.
Сама же милиция тем временем носится по встречной. А высокопоставленные должностные лица со своими мигалками и спецномерами вовсе потеряли разум. Только посмотрев ужасающую статистику (по некоторым сведениям, аварийность таких машин в 30 раз превышает средний показатель), руководство страны стало лишать их этой роскоши — якобы под видом борьбы с чрезмерными чиновничьими привилегиями.
Глядя на все происходящее, можем ли мы вообще надеяться, что ситуация когда-нибудь изменится? Думаю, что да. Но для этого необходим приток во власть свежей крови. Не зря говорится, что новое вино не вливают в старые мехи. Я уже не раз ссылался на опыт президента де Голля, который дважды распускал и набирал заново французскую полицию, очищая государственный аппарат от коррупционной ржавчины. Столь радикальные меры действительно помогли ему добиться поставленной цели. Когда Саакашвили пару лет назад сделал то же самое с грузинской автоинспекцией, многие у нас лишь посмеивались. Однако сегодня там, в отличие от России, люди в погонах уже не побираются на дороге.
Да, наверное, народ надо держать в строгости. Но строгость эта должна быть одинакова ко всем, а не к отдельным — наиболее беззащитным — категориям граждан. Поэтому если уж и ужесточать законы, то нужно, чтобы их потом исполнял каждый. Когда же власть сама этого не делает, то у многих неизбежно возникает вопрос: а почему мы первыми должны подавать ей пример?
Александр ЛАПИН.