«Сначала нам не верилось, что мы приехали на войну»
Из Афганистана наши солдаты провозили фотографии чуть ли не контрабандой: слишком противоречили они тем газетным снимкам, на которых советские воины братались с местным населением и устраивали совместные субботники.
У памятников и обелисков воинам-интернационалистам собираются наши земляки. Будут среди них и те, кто проходил службу и воевал в рядах легендарной 56-й гвардейской отдельной десантно-штурмовой бригады (56-я ОДШБ).
Из Афганистана наши солдаты провозили фотографии чуть ли не контрабандой: слишком противоречили они тем газетным снимкам, на которых советские воины братались с местным населением и устраивали совместные субботники.
Некоторые из исторических фотографий эпохи Афганской войны вы видите на этой странице. 15 февраля исполнилось 18 лет со дня вывода советских войск из Афганистана. У памятников и обелисков воинам-интернационалистам собирались наши земляки. Были среди них и те, кто проходил службу и воевал в рядах легендарной 56-й гвардейской отдельной десантно-штурмовой бригады (56-я ОДШБ).
На замену резервистам
В составе этой бригады служил наш земляк старший лейтенант Сергей Козлов. К началу войны в Афганистане он был назначен командиром десантно-штурмовой роты и начал отсчет своей боевой службы 28 декабря 1979-го, когда в составе 3-го батальона бригады принял участие в за-хвате и удержании перевала Рабати-Мирза на трассе Кушка — Герат.
В конце января 1980-го бригада была пополнена солдатами-добровольцами, среди которых был еще один наш земляк — Михаил Горшков.
— Я избрал службу в Афганистане сознательно и добровольно, — вспоминает Михаил. — До декабря 1979 года служил в сухопутных войсках. С моими боевыми товарищами мы заменили резервистов, которые в декабре 1979 года были введены в Афганистан, но оказались недостаточно подготовленными для службы в условиях боевых действий. Границу с Афганистаном мы пересекли на транспортных вертолетах и приземлились на аэродроме в Кундузе.
Помню, когда наш борт приземлился, был темный февральский вечер. Разгрузив оружие и имущество, поужинав, выставив боевое охранение, мы крепко уснули. Ночь прошла спокойно, стрельбы не было слышно, и нам не верилось, что мы прибыли на войну.
Лучшие уходят раньше
— По прибытии в Кундуз наша бригада столкнулась с активными действиями моджахедов, в горах соседней провинции. Душманы строили базовые районы, необходимые для ведения боевых действий.
С Сергеем Козловым мы служили в одной части всего лишь несколько месяцев, до его тяжелого ранения. Но до сих пор он помнится мне молодым, с особым афганским загаром на лице, всегда собранным и готовым прийти на помощь, — вспоминает Михаил Горшков. — Свой подвиг Сергей совершил 11 февраля 1980 года. Это произошло у моста через горную речку Кокча восточнее Ходжагара. Его захватили моджахеды. Под огнем душманов Сергей сумел прорваться на другой берег и уничтожил три основные огневые точки врагов. Это решило исход боя, остатки банды отступили. Движение через мост было открыто.
Весной 80-го года уже капитан Сергей Козлов со своей ротой в составе батальона выполнял задачу по удержанию горного перевала до подхода главных сил. В ходе боя командир батальона был тяжело ранен. Сергей принял на себя командование. Будучи сам тяжелораненым, он продолжал руководить боем и обеспечил удержание рубежа.
После лечения в госпиталях капитан Сергей Козлов поступил в Военную командную академию имени М.В. Фрунзе и успешно окончил ее. К сожалению, умер он от ран, которые ослабили его здоровье, в 1993 году. Посмертно полковник Сергей Козлов стал Героем России, Почетным гражданином Калуги.
— Жаль, но, видимо, такова жизнь: лучшие люди быстрее других исполняют свое предназначение на нашей земле и уходят от нас, — сетует Михаил Горшков. — За время нашей службы было много всего: ходили в рейды и охранение, несли караульную службу, сопровождали колонны. Конечно, не забывается первый бой; трудно забыть свист пуль и визг осколков.
«Афган уже снится реже»
Михаил Горшков, заместитель командира взвода, выполнял воинский долг, как и большинство советских солдат, добросовестно, от пуль душманских не прятался, оберегал своих подчиненных и по праву гордится, что за время службы в Афганистане в его взводе не погиб ни один военнослужащий. За боевую службу в Афгане Михаил, как и большинство первых воинов-афганцев первого года этой неизвестной в Союзе войны был награжден Почетной грамотой. Причем наших солдат награждали не за боевую службу, а за успехи в боевой и политической подготовке. Сейчас старший прапорщик милиции Михаил Горшков охраняет правопорядок в нашем городе.
— Сейчас уже реже снится Афган, хотя первые годы друзья и служба снились практически каждую ночь, — говорит воин-интернационалист. — Жалко погибших ребят. За время моей службы в Афгане погибло шестеро. Это случилось уже в первые месяцы службы, когда не все из нас понимали происходящее. С одной стороны, Ограниченный контингент Советской армии прибыл в Афганистан по просьбе его руководства. С другой стороны, простые афганцы, далекие от большой политики, не понимали цели нашего прихода в их страну. Кроме того, в Афганистане была сильна вооруженная оппозиция: отряды моджахедов, антиправительственное подполье. Все наши ребята погибли не в бою, а были захвачены и зверски убиты. Причем это были не первогодки, а дембеля. У некоторых были отрезаны головы. Как кто-то метко подметил, после увиденного политзанятий посещать уже не нужно.
Вячеслав Михайлов,
ветеран военной службы.