Наш земляк надувает бутылки
Дело, которым занимается калужанин Вячеслав Попов довольно редкое, а техника исполнения - уникальна
Часто бывает, человек осознает, что занимается не своим делом. Но не у всякого хватит смелости изменить профессию и жизнь. Казалось бы, у Вячеслава Попова складывалось все нормально. Он закончил юрфак в Ленинграде, несколько лет проработал в калужской областной прокуратуре. Потом по семейным обстоятельствам уехал в Штаты. А оттуда вернулся на родину, в Калугу, но уже… скульптором по стеклу. Пожалуй, такое название для его занятия — приблизительное. Дело, которым он занимается, редкое, а техника исполнения — тем более.
Из юристов — в скульпторы
— Для того, чтобы в Америке юристом работать, необходимо состоять в соответствующей профессиональной организации, иметь лицензию. А для этого, в свою очередь, необходимо закончить учебное заведение в США, — рассказывает Вячеслав. — Наши дипломы там не действуют. Но, если честно говорить, к юриспруденции у меня душа никогда не лежала, просто так обстоятельства складывались. И вот года четыре назад — я уже в Штатах жил — пошел в городскую библиотеку и взял несколько книг по стеклу. Сам даже не знаю почему. Просто захотелось посмотреть, что и как из него можно сделать. В итоге сильно заинтересовался и решил себя попробовать. В детстве я учился в художественной школе, и какие-то навыки у меня остались. Я их вспомнил. Уже потом, свое желание анализируя, подумал, что, наверное, толчком к нему послужил каталог с выставки одного художника по стеклу. Его я в детстве листал, и эти работы мне очень понравились. Когда я начал серьезно заниматься стеклом, то попытался через Интернет найти этого художника или нечто подобное. Но так и не нашел. Хотя мастеров, работающих со стеклом, не так уж много во всем мире.
Научат всему
— В Америке существует много разных курсов, — продолжает Вячеслав. — Если там человек чем-то увлекся и решил поучиться этому у специалистов, курсы обязательно найдутся. Были и курсы скульпторов по стеклу. На одни из них я ездил три месяца. Потом хотел свое образование продолжить, узнал, что мастер-класс набирает один из самых известных художников, приехавших из Италии. Но для этого нужно было ехать через всю страну, с одного побережья на другое, да и жить где-то. К тому же тогда я только начинал работать и, наверное, мало о чем мог бы с мастером на равных разговаривать. Да и тогда я уже решил возвращаться домой, в Калугу.
Стеклянный мир
В Калугу полгода назад 34-летний Вячеслав привез с собой муфельную печь, газовые горелки, другое оборудование для работы и самое главное — стеклянные стержни, с которыми работает. Переделал под мастерскую гараж. Это единственное место, которое оказалось возможным приспособить для такого рода занятий.
— Стекло для работы используют жесткое и мягкое. Я работаю и с тем, и с другим, — объясняет Вячеслав тонкости своей техники. — Основной смысл заключается в том, что на тонкий стержень белого стекла наматывается стекло других цветов, потом они вытягиваются, причем первоначально задуманная расцветка на заготовке остается. Из нее и получается в итоге задуманная работа. Я пытался найти для своих работ какое-то определение. Долго искал, как называется это направление. Только в одном старом учебнике для студентов художественных вузов нашел две маленькие странички с описанием этой техники. Она называется «гутовое стекло» и из-за своей сложности используется крайне редко.
Повесь зверушку на шею
За время, которое Вячеслав Попов прожил в Калуге, он уже создал несколько больших композиций из своего хрупкого материала. Одна из них изображает Аполлона и Дафну. Отважная охотница, застигнутая богом любви, превращается в дерево. Этот момент перехода из одного состояния в другое виден на стеклянной скульптуре очень четко. Еще на одной композиции черти резвятся вместе с саламандрами, а на другой – ящерицы отдыхают на зеленой листве.
— Еще я делаю «бусы» — это маленькие фигурки с дырочками в них, чтобы можно было их вешать на шею, — рассказывает Вячеслав. — Это могут быть домашние животные — собаки, кошки, хомячки. В Штатах многие заказывают скульпторам изображения своих любимцев и носят потом их на шее.
Кстати, во всем мире не так уж много мастеров, делающих авторские изделия из стекла. В России их счет вообще идет на единицы. А их произведения, как правило, пользуются большой популярностью на выставках и спросом среди коллекционеров.
— Я еще ни разу свои работы нигде не выставлял, — говорит Вячеслав. — Но возможно, сделаю это где-нибудь в столице. Хочется, чтобы их увидело побольше людей.
Андрей Гусев.
Фото Сергея Константинова.