Александр ПАШИН: «Я - главный судья над самим собою»
То, чем всю жизнь занимается известный калужский фотохудожник Александр Николаевич ПАШИН, не приносит больших доходов. Впрочем, искусство за деньги не бывает. Этими мыслями и делится Александр Николаевич.
Искусство или ремесло?
— Я не ставил никогда своей целью заниматься именно творчеством, стать известным. Просто удачно сложились обстоятельства. Можно сказать, дело само меня нашло. Словосочетание «любимая профессия» я воспринимаю как органичную часть своей жизни. А слова типа «фотохудожник» считаю слишком высокопарными. Их раздают сейчас направо и налево. Сделал человек выставку—и уже его окрестили «фотомастером», «фотохудожником». Видимо, просто потому, что фотовыставки для Калуги слишком редки.
Каждый, кто занимается творчеством, обязан сохранять в себе творческое начало, свежесть восприятия, взыскательность к себе. Иначе это будет не искусство, а ремесло.
Дорогого стоит творческая свобода, к ней я шел много лет. Я — фотожурналист, который почти 40 лет проработал в газете. Работа моя бессрочна, буду фотографировать до тех пор, пока буду передвигаться. При-
мером для себя могу считать Михаила Ивановича Савина, который всю жизнь отдал журналу «Огонек». Когда мне довелось с ним встретиться, ему было уже 90 лет, но, несмотря на года, человек не переставал считать себя «огоньковцем», журналистом, и к нему все обращались как к специалисту.
С другой стороны
В детстве Александр Николаевич мечтал стать геологом или краеведом. Кстати, страсть к путешествиям осталась у него и сегодня. До сих пор он помнит свои детские впечатления, когда, еще учась в школе, ездил с классом на Урал смотреть минералы, драгоценные камни, заповедники. В юности много
ходили в походы по Калужской области, где, само собой, хотелось все запечатлеть. Причем так, чтобы это было интересно не только себе, но и другим. В зрелом возрасте уже путешествовал на лодках, велосипедах.
— Было однажды, мы с другом проехались на велосипедах по городам: Таруса, Тула, Ясная поляна, Оптина Пустынь и так далее — всего более 500 километров, — вспоминает Александр Николаевич. — Везде, конечно, приятно было фотографировать на память. Путешествие для меня не самоцель, а средство запечатлеть интересные моменты жизни. Любимым местом, куда всегда тянет, были и остались Пушкинские горы.
Рабочие моменты
Потом — армия, работа фрезеровщиком на заводе, затем фотографом по рекламе в «Гор-промторге» и секретарем комсомольской организации, внештатная работа в молодежной газете «Молодой ленинец», в областной газете «Знамя». Фотография стала уже не увлечением, а работой. Что характерно: всегда спорил с ответственным секретарем редакции, какую фотографию из отснятого материала поставить в номер. У каждой из сторон на этот счет была своя точка зрения, но Пашин всегда побеждал на этом «ринге».
— Я рад, что сейчас далек от газетной суеты. Но очень обидно, что фоторепортер в региональной газете — всегда изгой. Ему пишущий журналист, редактор указывают, что снимать, как надо снимать, а он, как подмастерье, только исполняй. А сейчас, на мой взгляд, наступили худшие времена для фотокорреспондентов. Беда изданий в том, что фотографии не уделяется должного внимания, а ведь она способна порой сказать больше, чем текст. Все газеты и журналы заполнены рекламой, в которой, как правило, ужасные иллюстрации. Но, я думаю, что со временем новое поколение не ремесленников, а мастеров фотодела выпестуется, потому как читатель устанет смотреть на этот кошмар.
Личное
На вопрос, как относятся близкие к роду занятий Александра, ответом была пауза... После некоторого замешательства мой собеседник ответил:
— А как они должны относиться? Жена восприняла как должное, потому как я женился уже будучи фотокором много лет. Вот, правда, мама первые годы была не в восторге. Говорила, куда ты, застенчивый такой! Это сейчас уже как-то притерпелись, а так… Ну какой из меня семьянин? Я глубоко погружен в профессию, не умею зарабатывать деньги, никогда не умел просить, хотя много раз такая возможность была. Ведь часто приходилось фотографировать влиятельных людей, и это еще в то время, когда любой мало-мальски причастный к «верхушке» человек, образно говоря, тот же парикмахер собачки жены партийного секретаря мог выпросить квартиру у «хозяина». А я не мог даже попытаться. Ну человек я такой, что поделать. А человек не может быть хорош со всех сторон.
О выставке
— Фоторепортер, в отличие от фотографа, следует за событием, делает живой репортаж и редко снимает статичную «картинку». А уж как показать событие — это проблема таланта.
В прошедшее воскресенье открылась выставка моих работ, приуроченная к юбилею. Окончательное название получилось «Мгновения длиною в жизнь». Я считаю, что 60 лет — это повод не только для подведения итогов, но и для нового рывка.
Я возьму на себя смелость сказать, что выставка эта уникальна. Она подготовлена на основе многолетнего архива — газетных материалов, календарей, опубликованных ранее книг. Приходилось выбирать крупицы золотого песка из тонн руды. При подготовке я ни с кем не советовался, потому как считаю, что фотография не является предметом критики.
Особенность ее в том, что она, как умная женщина, с годами становится все интереснее. Когда смотришь на старые фотографии, как будто заглядываешь в прошлое, это как машина времени. Человек, не лишенный фантазии, может многое увидеть. Есть у меня еще одна серьезная задумка, которую буду осуществлять осенью. Раскрывать замысел пока не буду, боюсь, что узнают конкуренты.
Юлия ЛАПЫГИНА.
Фото Николая НИЗОВА из архива Александра ПАШИНА.