Кластер для туриста

Калужская область постепенно превращается в туристический бренд. Однако в отрасли еще немало проблем, решение которых будет способствовать созданию полноценного туристического кластера.
09:46 11.02.2013
0 4751
Калужская область постепенно превращается в туристический бренд. Однако в отрасли еще немало проблем, решение которых будет способствовать созданию полноценного туристического кластера.

В пресс-центре Агентства «Комсомольская правда — Калуга» состоялся круглый стол на тему перспектив развития туристического кластера калужского региона. Участники встречи искали ответ на вопрос: как активнее привлекать туристов в регион, тем самым развивая сферу предпринимательства и пополняя бюджет? В дискуссии принял участие и Калужский Бизнес-журнал.

Фестивальный размах 
По сравнению с 2009 годом въездной турпоток увеличился практически в два раза. По итогам прошлого года Калужская область вышла на показатель порядка одного миллиона туристов ежегодно.

По словам заместителя министра спорта, туризма и молодежной политики Калужской области Павла Коновалова, такая популярная фестивальная площадка, как «Архстояние» в деревне Никола-Ленивец, уже становится самостоятельным туристско-рекреационным кластером. Сегодня речь идет о создании в Дзержинском районе Калужской области единого турпродукта, включая полноценный отдых и размещение туристов. Можно назвать и еще один крупный объект событийного и фестивального туризма — «Этномир» в Боровском районе.

Полноценными брендами событийного туризма, собравшими на своих площадках десятки тысяч туристов, стали такие фестивали, как «Дикая мята», «Этнорадуга», «Ориенталия», «Архстояние», «Высокие берега», «Мотофест» и другие. В Калуге это ежегодный международный музыкальный фестиваль «Мир гитары». В целом только прошлым летом свыше 150 тысяч туристов из разных уголков страны собрались на фестивальных площадках.

Одним из прорывных направлений стал агротуризм. Правительство области нашло реальные меры государственной поддержки этого направления. В 2011 году каждый четвертый субъект калужского сельского туризма получил из бюджета компенсацию затрат на создание материально-технической базы. В 2013 году при Калужской ТПП будет создана Ассоциация сельского и аграрного туризма Калужской области. Эта мощная структура объединит пионеров агротуризма, поможет им в продвижении своих продуктов и взаимодействии с другими регионами.



Туристские бренды 
Калужский проект «Никола-Ленивец» уже вошел в отборочный этап Ростуризма по финансированию из федерального бюджета в рамках программы развития внутреннего и въездного туризма в РФ.

В 2013 году строительство инфраструктуры выйдет на активную стадию, сообщила заместитель руководителя отдела развития по взаимодействию с органами государственной власти проекта «Никола-Ленивец» АНО «АрхПолис» Кетаван Хелая. К 2015 году здесь появятся также полноценная гостиница, гостевые дома и сфера общепита. Будет создано минимум 300 рабочих мест.

— Мы заинтересованы в том, чтобы к нам приезжали туристы не на один, а на несколько дней и даже недель, — подчеркнула она.

Руководитель представительства культурно-образовательного центра «Этномир» в Калуге Татьяна Колесникова сообщила, что вся инфраструктура для гостей была создана изначально. «Многие, кто у нас работает, здесь же и живут, — говорит она. — Местное население получило хорошие рабочие места, а таксисты просто озолотились на доставке туристов к нам. Сегодня «Этномир» стал точкой притяжения для окрестных городов и Подмосковья».

Директор Калужского областного краеведческого музея Виталий Бессонов рассказал о том, что активное развитие получил уникальный объект пушкинских мест — Полотняный Завод. Бюджет был не в состоянии поднять эту усадьбу. И сюда пришел первый частный инвестор. Сегодня музей-усадьба Полотняный Завод — особое место на туристической карте области. Здесь удалось, в отличие от других усадебных комплексов, сохранить элементы интерьера, уникальные предметы быта и мебели пушкинской эпохи. Сегодня в воссозданную из пепла усадьбу вдохнули вторую жизнь. Поэтому туристы здесь — частые гости.

— Слава богу, что Александр Пушкин два раза заехал в Полотняный Завод и женился на Наталье Гончаровой, — считает заместитель заведующего отделом культуры Дзержинского района Борис Сназин. — Иначе бы усадьба не выжила. Московский инвестор уже приступил к строительству гостиницы «Гончаров‑отель» и сопутствующей инфраструктуры на условиях частно-государственного партнерства. Частные инвестиции составят порядка 100 млн рублей. Восстанавливается домовая церковь семьи Гончаровых. В скором времени здесь появится единственный в стране частный музей бумаги. Нам важно сохранить для потомков хотя бы еще две-три усадьбы в Калужской области и превратить их в музеи.

Руководитель экопоселения «Ковчег» Алексей Гарнаев рассказал, что еще десять лет назад в Малоярославецком районе было взято 120 га пустой земли. За это время поселению был придан официальный статус. В сельской местности поселились художники, писатели, ученые, музыканты, пожелавшие жить вне бетонных коробок задыхающихся мегаполисов.

— Мы организовали естественный образ жизни на земле, — говорит Гарнаев. — За время существования экопоселения в наших семьях родилось уже 30 здоровых детей. К нам приезжают на различные экологические семинары и культурные мероприятия не только из России, но и из Финляндии, Германии, Чехии. Все наши гости размещаются прямо в семьях.

Деньги под ногами 
Спрос на размещение в гостевых домах и гостиницах Калужской области уже превышает предложение. Бронировать места, особенно в праздничные дни, приходится за несколько месяцев.

— Гостиниц нам, действительно, катастрофически не хватает, — соглашается Павел Коновалов. — Нужны не только современные отели, но и комфортные гостевые дома. Следующий этап нашей работы — активное развитие южных территорий области. Новые фестивальные площадки должны появиться в Ульяновском и Людиновском районах. И агротуризм будет содействовать развитию этих районов области.

На нехватку рабочих рук посетовала Вера Курец, хозяйка туристического имения в деревне Машково Ферзиковского района. Гости готовы картошку сами копать и за птицей ухаживать, убирать сено и колоть дрова. «У людей есть тоска по сельскому образу жизни, их привлекает в первую очередь тишина деревенской глубинки, — подчеркнула она. — Однако нет специалистов, которые могли бы чем-то еще занять туристов. У нас даже в сельских советах нет людей, которые бы были озадачены продвижением туристического потенциала на своих местах. А деньги у нас под ногами».

Природа туризма такова, что позволяет решать многие проблемы в комплексе. Это предпринимательство, сохранение исторических традиций, воспитание подрастающих поколений. «Мы пока недостаточно используем свой туристический потенциал, — считает директор Института социальных отношений Калужского государственного университета им. К.Э. Циолковского Петр Симоненко. — Нам не только не хватает инфраструктуры гостеприимства, которая будет работать на устойчивое развитие территорий. Есть и проблемы с сервисом, который хромал еще с советских времен. Нам нужно больше готовить профессиональных специалистов, которые будут грамотно обслуживать туристов».

По его мнению, необходимо расширять и активно пропагандировать опыт успешной туристической деятельности. 

— Туризм — это сфера экономическая, — говорит директор туристско-информационного центра «Калужский край» Вяче­слав Касабов. — Отрасль занимает второе место в мировом объеме по прибыльности. Поэтому многие страны мира живут лишь за счет туризма. Сегодня спрос только начинает формировать предложение. На рынке останутся лучшие гостиницы, гостевые дома и рестораны. Бизнес строится на постоянных клиентах, которые возвращаются в излюбленное место. Где улыбки наиболее искренние, где ощущается тепло и радость гостеприимства, там и будут туристы. С этого и начнется формирование нового турпродукта.

Участники круглого стола оказались единодушны в том, что сегодня необходимо кооперировать усилия всех игроков рынка, активно привлекать туристов в калужский регион. Крупные туристические объекты должны стать единым проектом целого кластера. Нельзя тот же Полотняный Завод рассматривать в отрыве от Никола-Ленивца. Для развития туризма и привлечения крупных инвесторов нужно активно использовать модель частно-государственного партнерства. В конечном итоге калужскому региону вполне по силам стать туристической меккой. Ведь лучший отдых — на родной земле!
Автор: Алексей УРУСОВ.
Лента настроения
2 оценили
Какое впечатление произвела на вас эта новость? Поделитесь с нами
Обсудить новость
Партнёрские новости
Всего: 0 комментариев
Чтобы оставлять комментарии Авторизуйтесь
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