Внутренние туры

Новые формы и практический опыт в сфере туризма обсудили участники Второго Калужского туристского форума «Туризм — новый старт развития области».
10:45 10.12.2012
0 3374
Новые формы и практический опыт в сфере туризма обсудили участники Второго Калужского туристского форума «Туризм — новый старт развития области».

Сегодня в Калужской области наряду с развитием автомобильного и фармацевтического кластеров туризм является одним из ключевых направлений кластерной политики. По итогам прошлого года Калужскую область посетило более 870 тысяч гостей, а прирост турпотока к предыдущему году составил 22%. По мнению губернатора Калужской области Анатолия Артамонова, туризм не только приносит доходы от посещения объектов, но и создает мультипликативный эффект. Индустрия влечет за собой расширение гостиничного и ресторанного бизнеса, строительство дорог и спортивных сооружений, производство снаряжения для туристов.

Среди проблем, сдерживающих развитие индустрии гостеприимства, — не только погодно-климатические условия, у нас они подобны канадским. Однако поступления от туризма в Канаде на порядок больше, чем в России. Причина такого положения дел, полагает губернатор, — в недостатке предпринимателей в этой сфере. Чтобы стимулировать предпринимательскую активность, областная администрация планирует, что вложения в развитие туриндустрии возрастут с 320 млн рублей в 2011 году до 1,59 млрд рублей в 2016 году. Предлагаются также льготные кредиты на развитие аграрного и других видов туризма.

Вклад туризма в ВВП России составляет в настоящее время 3,4%, сообщил в своем выступлении глава Федерального агентства по туризму Александр Радьков, но реальный эффект от работы отрасли намного выше. Помимо получения прямых доходов жители регионов благодаря туризму не чувствуют себя оторванными от жизни страны в целом. «Пока Россия не будет доступна для путешествий, она не будет единой», — считает глава Ростуризма. Он отметил, что в 2012 году на реализацию мероприятий ФЦП «Развитие внутреннего и въездного туризма в РФ (2011–2018 годы)» направлено свыше 9 млрд рублей, что на 1,6 млрд рублей больше, чем в 2011 году. В 2012 году в программу вошли десять инвестпроектов. Федеральный бюджет берет на себя прежде всего затраты на инфраструктуру, которые слишком велики для частного инвестора: подготовку площадок, подведение коммуникаций, — а также субсидирует процентную ставку. Однако, по мнению Александра Радькова, ключевым является именно привлечение частного предпринимательства в туриндустрию.

В рамках форума Федеральное агентство по туризму и правительство Калужской области подписали соглашение о сотрудничестве. В соглашении намечены базовые направления взаимодействия в различных сферах, в том числе при обмене статистическими данными, подготовке кадров туриндустрии, консолидации усилий федерального центра и регионов по продвижению регионального бренда.



По словам губернатора Калужской области Анатолия Артамонова, вложения 
в развитие туриндустрии возрастут до 1,59 млрд рублей к 2016 году.

Кластерный подход 
Большое внимание на форуме было уделено особенностям формирования туристических кластеров. Далеко не все участники рынка и региональные власти понимают, что это такое, отметил Анатолий Артамонов. Между тем объединение в кластер нескольких туробъектов, в том числе на территории соседних регионов, не только снижает общие расходы участников кластера на инфраструктуру, но и привлекает больше туристов, а также позволяет финансировать крупные затратные проекты, которые не под силу каждому из участников в отдельности.

О главных проблемных точках туриндустрии и особенностях финансирования отрасли рассказал в своем выступлении первый вице-президент Газпромбанка Александр Казначеев. В России на тысячу жителей приходится 4,7 места в гостиницах. Тогда как аналогичный показатель в европейских странах — от 13 до 35. При этом большая часть гостиниц построена еще в советский период и не соответствует современным требованиям качества. Способствовать изменениям должна ФЦП «Развитие внутреннего и въездного туризма в РФ (2011–2018 годы)», в которую на период ее действия заложено 211 млрд рублей внебюджетного финансирования, в том числе — средства банков.

Важную роль играет при этом государственная система субсидирования процентных ставок по инвестпроектам в туризме. «Этот механизм уже показал свою эффективность в других отраслях — пищевой промышленности, сельском хозяйстве, и в ближайшие несколько лет то же самое мы увидим в туризме», — уверен Александр Казначеев.

В рамках форума правительство Калужской области и Газпромбанк подписали соглашение о сотрудничестве, где намечены направления банковского финансирования программ развития туристического кластера в Калужской области, в том числе — финансирование инвестиционных проектов, поддержка строительства спортивных и социальных объектов.

Об опыте создания масштабного культурно-образовательного центра рассказал в своем выступлении руководитель «Этномира» Руслан Байрамов. Общая стоимость этого проекта с учетом уже реализованных и планируемых объектов составит до 15 млрд руб­лей. По итогам 2012 года прирост посещаемости центра увеличится по сравнению с предыдущим годом в два раза (до 500 тысяч человек). Достичь такого высокого показателя, по словам Руслана Байрамова, удается за счет системы сглаживания сезонности: летом центр сосредоточивается на приеме выставок и фестивалей, а с сентября по апрель принимает многочисленные экскурсионные группы.

В период проведения туристского форума на территории «Этномира» при участии секретаря посольства КНР по делам культуры Мэн Хуамина состоялась закладка первого камня в строительство будущего этнодвора Китая. А ранее, за неделю до форума, вождь крупнейшей в США индейской общины чероки Билл Джон Бейкер вместе с вождями других североамериканских индейских племен заложил первый камень в этнодвор США.

Круглый стол в рамках форума был посвящен механизмам создания и особенностям работы туристических кластеров. Например, заместитель начальника управления экономики города Калуги Александр Волков рассказал о создании туристско-рекреационного кластера в Калуге, который объединит исторический центр города, Яченское водохранилище и набережную. Проект, инвестиции в который должны составить более 8 млрд рублей, предусматривает строительство гостиниц, очистку и благоустройство водохранилища, создание объектов для воднолыжного спорта по методу безбарьерной среды, что позволит заниматься спортом также людям с ограниченными возможностями. Запуск части проектов намечен уже на 2013 год.

В рамках круглого стола выступил руководитель проекта арт-деревни Никола-Ленивец Олег Гончаров, который рассказал о перспективах создания туристического кластера на базе постоянно действующей площадки-музея под открытым небом. О механизмах государственно-частного партнерства, в частности концессионных соглашениях в туризме, рассказала участникам форума генеральный директор ООО «Объединенные экопарки» Ольга Кузнецова.



Второй туристский форум
в Калужской области вызвал большой интерес у федеральных и региональных СМИ.

Событийный туризм 
Большое внимание на форуме было уделено событийному туризму, и это не случайно. В 2012 году в Калужской области прошло более 20 крупных мероприятий, включая фестиваль активного отдыха «Фабрика экстрима», фестиваль ландшафтной архитектуры в окрестностях арт-деревни Никола-Ленивец, открытый автомобильный фестиваль «Автострада», международный фестиваль «Иван Купала» и ряд других. А незадолго до открытия форума в область съеха­лись любители истории со всей страны — в рамках празднования 200‑летия победы над Наполеоном состоялась масштабная реконструкция сражения 1812 года под Малоярославцем, в которой приняли участие военно-исторические клубы из разных городов России.

Поэтому неудивительно, что на форуме событийный туризм был в центре внимания. Так, об опыте проведения фестиваля этнической музыки «Дикая мята» подробно рассказал его генеральный продюсер, руководитель компании Jgroup Андрей Клюкин. В этом году фестиваль, проходивший на территории «Этномира» при поддержке администрации Калужской области, собрал 27 тысяч гостей, которые слушали выступления музыкальных коллективов из 14 стран. Для фестиваля важна уникальная идея, подчеркнул Клюкин. «Иначе получается, что организаторы смотрят телевизор, приглашают звезд оттуда, и на 30 млн рублей затрат продают четыре билета», — привел Андрей Клюкин практический пример неправильной организации. Помимо этого, ключевой является точная оценка аудитории. Например, «Дикая мята» — фестиваль, ориентированный на молодые семьи с детьми, что само по себе большая редкость. Помимо музыкальных площадок там работали школы здоровья, «зеленый базар» экопродуктов, кулинарное шоу народов мира, многочисленные образовательные мастер-классы. А благодаря ориентации на семейный досуг удалось достичь высоких показателей по безопасности.

Из более чем полутора тысяч туристических мероприятий, которые проходили в России с января по октябрь, реальную известность получили не более пятидесяти, подсчитала эксперт, директор консалтинговой компании «Конкретика» Надежда Макатрова. Основные сдерживающие факторы — неактуальное содержание, слабая информподдержка, высокая цена в сочетании с затратами на проезд и размещение, проблемы с инфраструктурой. Если эти проблемы не решать, 95% мероприятий никакого запланированного турпотока не создадут.



В «Этномире» состоялась закладка первого камня в строительство будущего 
этнодвора Китая.

Туры на село 
По мнению руководителя компании CityBranding Василия Дубейковского, основной фактор, сдерживающий развитие туризма, — низкие средние доходы жителей России. Из-за этого дорога до места отдыха и обратно занимает до 50% месячного дохода россиянина, а на проживание приходится потратить еще около 10% месячного дохода. Выходом может стать развитие системы однодневного туризма с выездом в соседние города, а целевой аудиторией для этого вида туризма — студенты и молодые семьи.

Для этого важно не только проведение мероприятий, но и развитие концепции города как события. Одним из вариантов такого событийного туризма могли бы стать прогулки по «городу наизнанку», о которых рассказала участникам круглого стола основатель и руководитель одноименного проекта Хельга Патаки. Суть проекта — показать участникам прогулки «неофициальный» город, с его легендами, историями, необычными местами, которые нельзя увидеть на стандартных экскурсиях. Такие прогулки уже проводятся в Москве, Санкт-Петербурге, Калуге, Владимире, Суздале и других городах.
На форуме отдельный круглый стол был посвящен агротуризму как альтернативному пути развития сельских территорий. Калужская область входит в число регионов‑лидеров по организации сельского туризма в России: сейчас в области действует 115 агроусадеб, на территории которых можно принять одновременно более 60 тысяч человек. На круглом столе выступили председатель Ассоциации содействия развитию агротуризма Тарас Астахов, председатель наблюдательного совета «Объединенных экопарков» Николай Дурманов, начальник отдела туризма администрации Боровского района Калужской области Светлана Егорова, руководитель «Парка птиц» Мария Тиунова и ряд других экспертов, рассказавших об опыте создания и работы экоферм, туристических усадеб и парков для семейного отдыха.

На форуме также обсуждались проблемы профессионального образования в сфере туризма и переподготовки кадров для индустрии, состояние и перспективы паломнического туризма, особенности организации спортивного и оздоровительного досуга.

О форуме
Форум прошел с 25 по 27 октября в культурно-образовательном туристическом центре «Этномир». Организаторами форума выступили правительство Калужской области, туристско-информационный центр «Калужский край», информационное агентство AK&M, культурно-образовательный туристический центр «Этномир» и администрация  МО «МР «Боровский район». Одним из информационных партнеров форума стал Калужский Бизнес-журнал. 
Второй Калужский туристский форум — масштабное событие в отрасли, объединившее на одной площадке 250 делегатов — представителей федеральных и региональных властей, экспертов туриндустрии и участников рынка.

Кадры решают все
Александр Харченко генеральный директор туристической компании «Калуга-Лэнд»
Второй форум — это важнейшее событие в сфере туризма Калужской области. Форум — это единственная площадка, которая объединяет участников отрасли не только на региональном, но и на федеральном уровне. Факт проведения уже второго форума и состав участников ярко выделяют Калужскую область на фоне других регионов, соседствующих с Москвой. Появление новых и уникальных проектов, таких как арт-деревня Никола-Ленивец, набережная Калуги, развитие существующих объектов, таких как «Этномир», активное развитие агротуризма — все это, несомненно, повышает привлекательность и усиливает конкурентные преимущества Калужской области как туристического кластера не только для российских, но и для иностранных туристов. Особое внимание нужно уделять подготовке экскурсоводов, говорящих на иностранных языках и развитию качественной транспортной инфраструктуры. И тогда уже можно будет обеспечить качественный прием иностранцев в Калужской области на высоком профессиональном уровне. 

Благодарим ИА AK&M за информационную поддержку подготовки публикации.
Автор: Михаил КОВАЛЕВ.
Лента настроения
0 оценили
Какое впечатление произвела на вас эта новость? Поделитесь с нами
Обсудить новость
Партнёрские новости
Всего: 0 комментариев
Чтобы оставлять комментарии Авторизуйтесь
Лента комментариев
Афиша
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