Рейтинг самочувствия

Калужская область заняла верхние строки сразу нескольких федеральных рейтингов. В чем же у калужан дела идут лучше, чем у соседей, и где слабые места?
10:23 10.09.2012
0 3121
Калужская область заняла верхние строки сразу нескольких федеральных рейтингов. В чем же у калужан дела идут лучше, чем у соседей, и где слабые места?
Середина года позади, и это традиционное время для подведения бизнес-итогов. Сразу несколько аналитических агентств и федеральных изданий представили свои региональные рейтинги. Калужане среди жителей других регионов Центрального федерального округа по многим позициям находятся в выигрышном положении. Однако пределов совершенству нет.

Регион на колесах

Аналитический центр «АльфаСтрахование» провел исследование обеспеченности жителей России легковыми автомобилями, выпущенными с 2005 года и считающимися пока новыми машинами. Рейтинг российских регионов по количеству таких автомобилей на 1 000 человек населения определяет долю машин не старше семи лет в автопарке каждого региона и долю иномарок среди них.
Так, согласно исследованию, на первом и втором местах рейтинга в ЦФО находятся Москва и Московская область, где на 1 000 человек приходится 160 и 152 машины соответственно. Всего в Москве их 1,8 млн, что составляет 53,4% от общего числа машин в городе, доля иномарок среди них — 91%. В Московской области: 1,1 млн авто возрастом не старше семи лет — 49% всего автопарка.
В Калужской области, занимающей третье место в ЦФО, на 1 000 жителей приходится 118 новых машин. Доля иномарок — 66%. Примечательно, что калужане обогнали своих соседей: Рязанскую, Липецкую, Тульскую, Белгородскую, Владимирскую, Тверскую и Воронежскую области.
— На основе полученных данных можно определить уровень жизни населения в различных регионах России — корреляция здесь большая, чем в исследовании абсолютной обеспеченности автомобилями. Кроме того, текущий анализ подтверждает тот факт, что все большую популярность в стране набирают автомобили, произведенные под иностранными марками. Сейчас их доля среди автомобилей в возрасте до семи лет составляет более 65%. В то время как два года назад этот показатель по стране был равен 60%, а четыре года назад — чуть выше 50%, — прокомментировал руководитель аналитического центра «АльфаСтрахование» Кирилл ВАРЛАМОВ.

Зажиточные калужане

Эксперты Центра экономических исследований «РИА-Аналитика» на основе данных официальной статистики за 2011 год подготовили рейтинг российских регионов по уровню жизни семей. Регионы упорядочивались по количеству денег, которое остается в распоряжении семьи с двумя работающими за среднестатистическую в регионе зарплату после вычета прожиточного минимума двух взрослых и двух детей. Результаты оказались лучше прошлогодних, однако по-прежнему не впечатляют — семейная жизнь во многих регионах представляет собой довольно безрадостную картину в финансовом отношении.
Согласно данным рейтинга, из 10 городов ЦФО самая бедная жизнь в Иваново, Брянске и Смоленске — на руках у семей остается 5 325 рублей, 5 274 руб­ля и 6 473 руб­ля соответственно. Лучше жизнь в Воронеже (9 758 руб­лей), Туле (10 303 рубля) и Курске (10 900 рублей). Лидерами рейтинга и самыми зажиточными оказались жители Белгорода (15 228 руб­лей) и Калуги (16 024 рубля).
В среднем по России в стандартной семье ежемесячно остается 21,3 тысячи рублей — на 10% больше, чем годом ранее. В год можно накопить 255,6 тысячи рублей. Но это только теоретически — ведь реальные расходы превышают прожиточный минимум, обеспечивающий лишь биологическое выживание.
Как заключают эксперты, результаты рейтинга свидетельствуют о том, что российским семьям в большинстве регионов по-прежнему крайне сложно выжить только на одну зарплату. Если, конечно, заводить детей и строить хоть какие-то планы на будущее.

Легкий бизнес

На международном экономическом форуме в Санкт-Петербурге представлен доклад о легкости ведения бизнеса в России.
Исследование «Ведение бизнеса в России‑2012» — это второй доклад субнациональной серии в России, организованный Всемирным банком. Рейтинг составлен из 30 российских городов. Как отметили в докладе специалисты Всемирного банка, различие регионов зависит от наличия природных ресурсов. Так, в Омской области более двух третей товаров и услуг производится предприятиями нефтяной и угольной отраслей. Новосибирск традиционно отличается развитием научных исследований. В Калужской области привлекают значительные объемы прямых иностранных инвестиций, особенно со стороны автопроизводителей. Зарегистрировать бизнес и право собственности, получить разрешение на строительство,подключиться к электросетям проще всего в Ульяновске, Саранске и Владикавказе, а сложнее всего — в Якутске, Новосибирске и Москве. Калуга заняла в рейтинге  6-е место. Легче всего оказалось у нас зарегистрировать собственность.

Торговые площади

Компания Welhome провела исследование, посвященное рынку торговой недвижимости 10 наиболее инвестиционно привлекательных городов Центрального федерального округа: Брянск, Владимир, Воронеж, Калуга, Липецк, Рязань, Смоленск, Тверь, Тула и Ярославль.
В исследовании были собраны данные только по качественным торговым центрам арендуемой площадью от 5 000 кв. м с эффективной концепцией, имеющим в своем составе один или несколько крупных якорных арендаторов и торговую галерею, представленную международными, федеральными или региональными ритейлерами.
По данным службы проектного консалтинга и аналитики компании Welhome, наибольшей обеспеченностью торговыми площадями характеризуется Воронеж — 381 кв. м на 1 000 жителей. Далее по обеспеченности торговыми площадями следует Рязань — 286 кв. м на 1 000 жителей.
Одинаковой обеспеченностью торговыми площадями характеризуются Ярославль и Калуга (5‑е место): 280 и 279 кв. м на 1 000 жителей соответственно. При этом уровень заработной платы выше в Калуге, чем в Ярославле. Это связано с активным развитием автомобильной промышленности на территории города и области.
Наименьшей обеспеченностью торговыми площадями характеризуется Владимир — 89 кв. м на 1 000 жителей. В Смоленске рынок профессиональных торговых центров пока не развит.

Опережающее развитие

Рейтинговый комитет АНО «Агентство региональных социально-экономических проектов» подготовил рейтинговые оценки социально-экономического и политического развития областных центров в 2011 году. Основу исследования составили официальные данные территориальных органов статистики, результаты мониторинга социально-экономического и политического развития областных центров ЦФО, а также экспертные оценки в регионах ЦФО.
Согласно проведенному исследованию, по социально-экономическим успехам города были разделены на три группы. Калуга вошла в первую группу — областных центров опережающего развития — городов с высоким уровнем надежности по национальной рейтинговой шкале, заняв 4-е место. В этой группе также находятся Белгород, Ярославль, Воронеж, Рязань и Липецк. По мнению экспертов, эти города отличают устойчивые лидирующие позиции по многим макроэкономическим показателям, с одной стороны, с другой — умеренная социально-политическая стабильность.
Ко второй группе — разнонаправленного развития — отнесены шесть областных центров: Курск, Тамбов, Брянск, Смоленск, Владимир и Тверь. Третья группа представлена наименее эффективными в социально-экономическом плане городами, чье положение трудно назвать благополучным. В их число вошли Тула, Иваново, Орел и Кострома.
Признавая достижения Калуги в сфере привлечения инвестиций, эксперты отметили: «В этом городе акцент капиталовложений сделан в пользу промышленного сектора, развитие предприятий которого уже в среднесрочной перспективе существенно упрочит экономические позиции не только областного центра и региона, но и ЦФО в целом».

Модернизационный авангард

Аналитическое агентство «Смыслография» представило коммуникационный рейтинг регионов за 2011 год. Калужская область вошла в ТОП‑5 рейтинга модернизации регионов РФ. При построении рейтинга учитывались публикации федеральных СМИ о региональных программах модернизации, развитии дорожной, транспортной, энергетической, телекоммуникационной и иной инфраструктуры, о деятельности региона по поддержке малого и среднего бизнеса, усилиях по привлечению инвестиций и улучшению инвестиционного климата, об инновационных проектах и разработках.
Анализ результатов исследования за два года демонстрирует стабильность позиций регионов‑лидеров. «На вершине рейтинга — Ульяновская, Томская и Калужская области. Этот факт свидетельствует о наличии сформированной модернизационной повестки у субъектов Федерации. Среди лидеров наблюдаются лишь незначительные перестановки: в 2011 году первую и вторую строчки вновь заняли Томская и Ульяновская области, однако в обратном порядке. Аналогичная ситуация сложилась и у Калужской и Липецкой областей, подтвердивших репутацию субъектов, относящихся к модернизационному авангарду», — прокомментировали «Бизнес-журналу» в агентстве «Смыслография».

Лучшие работодатели

Компания HeadHunter в сотрудничестве с «ЭКОПСИ Консалтинг» составила рейтинг работодателей‑2011. Впервые в рейтинг включены два калужских предприятия.
Оценку правильности применения методологии рейтинга и аудит рейтинга провела компания PwC. Участие в рейтинге было открытым для всех компаний.
При подготовке рейтинга работодателей России составители использовали мировую практику и подошли к оценке компаний с трех сторон. Каждый этап оценки имеет собственный вес в итоговом балле: опрос соискателей — 40%; опрос сотрудников — 40%; оценка HR-специалистов — 20%. Три независимые оценки суммировались согласно своему весу и определили итоговое место компании в рейтинге.
Первое место в рейтинге занял банк «Уралсиб», второе — компания Google, третье — Билайн. В рейтинге‑2011 представлено немало и региональных компаний, занимающих достойные позиции. В частности, завод «Фольксваген Груп Рус» и «Бентелер Аутомотив» из Калуги заняли, соответственно, 76‑ю и 105‑ю позиции рейтинга работодателей.

Промышленный костяк

Министерство экономического развития Калужской области по итогам 2011 года представило рейтинг 20 крупнейших предприятий, работающих в регионе. В его основе — доля ведущих предприятий в объеме промышленного производства и общая численность работников.
Безусловным лидером оказался калужский завод «Фольксваген Груп Рус». На втором месте — ООО «Самсунг Электроникс Рус Калуга». На третьем месте расположилось ООО «ПСМА Рус». Стоит отметить, что в промышленный рейтинг вошли такие калужские предприятия, как Турбинка, «Тайфун», «Калужский двигатель», КЗТА и Калугапутьмаш.
В 2011 году по темпам промышленного производства Калужская область заняла 1-е место в России. Индекс промпроизводства за 2011 год составил 125,7% к уровню 2010 года.
— На сегодняшний день автомобилестроение, фармацевтика и логистика стали ключевыми направлениями, которые развиваются опережающими темпами и куда активно приходит российский и иностранный капитал. Но это не означает, что только они являются предметом нашего внимания. Правительство Калужской области в равной степени поддерживает сферу производства строительных материалов, лесопромышленный комплекс, развитие туризма, пищевую промышленность, где также реализовано много успешных проектов, — отметил заместитель министра экономического развития Калужской области — начальник управления промышленности, транспорта и связи Игорь ТИМОШИН.

Бюджетные долги

Служба аналитической информации Международной организации кредиторов (WOC) провела исследование динамики роста государственного долга субъектов РФ с 2010 по 2012 год.
По результатам анализа, суммарный государственный и муниципальный долг регионов на начало этого года составил 1,3 млрд рублей, что на 10% превысило значение прошлого года. Но уже в первые пять месяцев текущего года наблюдается тенденция снижения суммарной долговой нагрузки на 2%, что в целом можно оценивать положительно.
В первую тройку регионов с самым высоким уровнем задолженности входят Москва, Московская область и Республика Татарстан — их общий долг больше 33% в суммарном объеме всех регионов. Также антилидерами стали Курганская область (+200%), Республика Тыва (+109%), Ульяновская и Сахалинская области (+94% и 91% соответственно). В 11 регионах уровень задолженности в 2011 году вырос на 50–80%.
На начало мая госдолг на душу населения Калужской области составил 17 428 рублей, увеличившись с начала года на 1%. Калужане — в доброй середине.
Над собственным благоприятным имиджем работают многие российские территории. Безусловно, любой рейтинг — вещь субъективная. Однако можно верить цифрам, согласно которым Калуга сегодня выгодно отличается от соседних городов именно темпами и стратегией развития. Рейтинги лишь отражают самочувствие жителей и ситуацию в бизнес-среде. К тому же это лишний повод задуматься о своем будущем.
Автор: Михаил КОВАЛЕВ.
Лента настроения
1 оценили
Какое впечатление произвела на вас эта новость? Поделитесь с нами
Обсудить новость
Партнёрские новости
Всего: 0 комментариев
Чтобы оставлять комментарии Авторизуйтесь
eyJpdiI6ImRJRGJmWHdzdDZyUEc3YWtjdzVrcWc9PSIsInZhbHVlIjoiMmpBM1gzMzE5bEZaY0JQc01CYlFLOTB5dzYrTEt1WjUvVTJua2NSUE1yQkNhb281V2lYS2ZaWmhhOVErS20xOHJoNE91OXJEdmVDUG5ra2V2T2ZzeE0vcU51eHR2bGpWaEh6dko0ak5KQ0NuSm5RUmU3bCtTTE5NbE56R0NqeDRLaXBNSjBTUnQyZlluOFhhQzhCNUZkWGtxK2dmV2hkV3IwdTIxVEwvV0V3akdQMTVHNW5zT0s2KzdZWXVTYmNyaWJ4VEN6NDhPajJmMldiRFhGL0lZblI3Z3A2ZkVvOW93UEpJcTJsbW5VRXpjZkJSQS9zblBVd2lOSjg1UUxWa2txQyt5R0t1Ny9VQ01PTmlobFg0dDV0RnR4TTA0MDFJemZLRWdxTERzT2d3eU01RklUVHA5MmVSc2FlR0hVamJVTDEyMmdyZlQ2eGwxcytFbUQzczhyMU5GQlh0Q0hJckZ4SHlBRlNkVFVqRCtMVEp0bWpJN1dsODBQTXBKamNRSmpEdmoxV2o0eUZyZ2xZMUVQQlpJUlRNcXhQQUVKQXZrbXZudGhGUlRybXJUQTEyWG9KK2tOYTF6WitPREUvMyIsIm1hYyI6IjhmYjhiYmM4OTdhMjFhMjYzMWNiZTc5MTNlMTc3NDhlY2E2ZWZlMjdkYzdjNDVjZWQ3ZTliMjhiNzQ1ZDYzZTMiLCJ0YWciOiIifQ==
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