Купцы Золотаревы
Братья Золотаревы были одними из самых богатых и почитаемых людей Калуги и вошли в историю города как известные благотворители.
Братья Золотаревы были одними из самых богатых и почитаемых людей Калуги и вошли в историю города как известные благотворители.
Олег Мосин, ученый-биохимик, исследователь калужской старины
Купеческий род Золотаревых пошел от известного в Калуге мастера — чеканщика серебра Максима Кузьмича Золотарева. Он также был торговцем, имел свою лавку в серебряном ряду. Его сыновья — купцы Петр Максимович и Иван Максимович Золотаревы — стали крупными промышленниками и купцами: вели широкую торговлю в Калуге, в Санкт-Петербурге и за границей, в частности в Германии.
Началось все с небольшого железодельного молотового заводика на берегу речки Песоченки, организованного в 1744 году Петром и Иваном Золотаревыми. С годами производство металла развивалось, и уже в середине XVIII века здесь возник ряд мелких горноплавильных железодельных заводов, принадлежащих братьям Золотаревым. В разное время ими владели Золотаревы, Гончаровы, Мальцовы. Позднее из-за упадка производства и расформирования металлургических заводов в 1753–1754 годах Золотаревы организовали предприятия для производства полотна, бумаги и щетины. Два их завода (открыты совместно с купцом Борисовым) производили в год продукции на 60 тысяч рублей при штате в 90 рабочих. Производство на Болве позволяло отправлять продукцию в ближайшие районы, на юг и на Украину. Численность рабочих на этих заводах достигала 200 человек. Но со временем производство укрупнялось, концентрируясь возле Песоченского завода. В начале XX века Песоченский завод вырос в крупное предприятие с численностью рабочих до тысячи человек и с годовым выпуском продукции на 500 тысяч рублей. Завод производил чугунные печи, плиты, посуду, котлы в количестве 400 тысяч пудов в год.
Купца 1-й гильдии Петра Максимовича Золотарева
лично знал император Александр I.
Марка чести и достоинства
Купец 1‑й гильдии, коммерц-советник Петр Максимович Золотарев в 1814 году стал городским головой. При всех своих званиях и титулах он носил длинные, постриженные в скобку волосы, большую бороду, ходил в длиннополых кафтанах и имел угрюмую наружность. Популярность Петра Золотарева была так велика, что, по рассказам его современников, в берлинских конторах висели его портреты. В Калужском краеведческом музее сохранилась фотокопия с гравированного в Берлине портрета, датируемого 20 февраля 1812 года.
Это уважение Золотарев приобрел тем, что в 1812 году, имея в Берлине кредит в 200 000 рублей, когда русские деньги резко упали в цене на заграничной бирже, он не воспользовался, подобно многим другим русским купцам, возможностью рассчитаться с кредиторами суммой в 50% задолженности, а погасил свой долг полным золотым рублем.
Купца 1‑й гильдии Петра Максимовича Золотарева лично знал император Александр I.
На Высочайшем разрешении от 10 августа 1815 года царь дал следующую резолюцию: «Я его (Золотарева) лично знаю, он человек почтенный и заслуживает отличия. Дать ему звание коммерции советника».
Титул коммерц-советника — это высшее звание в купеческой иерархии, оно давало Золотареву право вести оптовую торговлю не только в России, но и за рубежом. Купцы первой гильдии — звание, приравненное к генеральскому, — по указу Екатерины Великой могли владеть наравне с дворянами крупными частными предприятиями. Их капиталы составляли от 10 до 50 тысяч рублей золотом. Купцы освобождались от пошлин, государственной службы и рекрутской повинности. Им давались различные льготы и кредиты. А выплачивали они лишь 1% налога от объявленного капитала.
Знакомство с царской семьей подтверждает и мраморная доска в одном из залов Золотаревского дома-дворца, которая гласит: «Дом сей был осчастливлен: Е. И. В.
в. кн. Николай Павлович в 1816 г. с 29 июля по 1 августа, Е. И. В. Государь Император Александр Павлович в 1816 г. с 2 по 3 сентября; Е. И. В. в. кн. Михаил Павлович в 1817 г. с 4 по 7 ноября».
Пожертвование для больных
Братья Золотаревы прославились добродетелью и благотворительностью. Первыми в их обширном списке стоят Хлюстинские заведения, которые основаны в начале XIX века мосальским помещиком, майором Антоном Семеновичем Хлюстиным. Он и его сыновья Михаил и Семен построили дом для призрения инвалидов и умалишенных и церковь во имя Александра Невского. Этот дом и послужил основой, из которой потом выросли больничные корпуса, сооруженные Приказом Общественного призрения и известные под именем Хлюстинских. В 1824 году они состояли из семи каменных и деревянных корпусов. Тогда брат Петра Максимовича — купец Иван Максимович Золотарев — пожертвовал собственный каменный двухэтажный дом близ Хлюстинских заведений под особую городскую больницу и внес 50 тысяч рублей пожертвований. Это был так называемый «Золотаревский больничный дом», включенный Приказом Общественного призрения в состав Хлюстинских заведений.
В 1834 году был построен главный больничный корпус, куда была переведена больница из Золотаревского дома, а в нем разместили дом умалишенных. Позднее Земство открывает при заведении специальную медицинскую библиотеку и «библиотеку для чтения при больнице». В 1888 году была заново отделана больничная церковь, открыта фельдшерская школа с трехгодичным курсом обучения.
Памятник русского классицизма — Дом-усадьба Золотаревых в Завершье
(фото конца XIX века).
Дворец для императоров
«Самым красивым и грандиозным является памятник русского классицизма — Дом-усадьба Золотаревых в Завершье (ныне — Калужский краеведческий музей). В России много старинных дворцов богаче Дома Золотаревых, но очень немногие дают, как этот, такое представление о культуре эпохи, которая взрастила Пушкина, — писала известный калужский краевед Генриетта Морозова в книге «Прогулки по старой Калуге». — Сколько раз сменялись за минувшие полтораста лет моды и вкусы, но вечная молодость этого дома не померкла. И не должна померкнуть.
Дом Золотаревых нельзя назвать обычным городским особняком. Он значительно богаче не только среднего купеческого жилья, но и большинства дворянских домов. Это здание считалось самым богатым в Калуге и долгое время именовалось дворцом. Некоторые исследователи считают, что дом предназначался для приема императора и членов царской семьи, поскольку ни сам купец, ни его наследники никогда в нем не жили. По мнению исследователя калужской старины Дмитрия Малинина, «дом был предназначен для остановок императрицы Екатерины II…».
Красота и архитектурная цельность великолепной городской усадьбы ставит ее в первый ряд произведений гражданской архитектуры рубежа XVIII–XIX веков. Главный дом усадьбы построен неизвестным зодчим предположительно в 1805–1808 годах. Однако Дмитрий Малинин относил строительство дома, по крайней мере, к 80‑м годам XVIII столетия, утверждая, что «проект дома-дворца был составлен знаменитым архитектором Михаилом Казаковым». Отделочными работами в Золотаревском дворце руководил итальянец Кампиони, которому в Москве принадлежала мастерская, пользовавшаяся заслуженной славой. Въездные арки с колоннами и горельефами, причудливые кованые фонари, установленные на консолях по обе стороны крыльца, придают дому торжественный вид.
В конце XIX века дом был продан наследниками дочери Ивана Максимовича Золотарева, в замужестве Черновой, жены нотариуса Александра Кологривова. До национализации 1919 года здесь размещалась известная в Калуге нотариальная контора.
Многое еще остается неизвестным в судьбе Петра Максимовича Золотарева. Например, дата смерти и место его захоронения. Историки считают, что он похоронен в Санкт-Петербурге. Брат же его Иван Максимович почил 30 января 1831 года, жена его Анастасия Ивановна — 5 декабря 1825 года в почтенном возрасте — в 64 года. Оба похоронены в монастыре Святого Лаврентия.
Олег Мосин, ученый-биохимик, исследователь калужской старины
Купеческий род Золотаревых пошел от известного в Калуге мастера — чеканщика серебра Максима Кузьмича Золотарева. Он также был торговцем, имел свою лавку в серебряном ряду. Его сыновья — купцы Петр Максимович и Иван Максимович Золотаревы — стали крупными промышленниками и купцами: вели широкую торговлю в Калуге, в Санкт-Петербурге и за границей, в частности в Германии.
Началось все с небольшого железодельного молотового заводика на берегу речки Песоченки, организованного в 1744 году Петром и Иваном Золотаревыми. С годами производство металла развивалось, и уже в середине XVIII века здесь возник ряд мелких горноплавильных железодельных заводов, принадлежащих братьям Золотаревым. В разное время ими владели Золотаревы, Гончаровы, Мальцовы. Позднее из-за упадка производства и расформирования металлургических заводов в 1753–1754 годах Золотаревы организовали предприятия для производства полотна, бумаги и щетины. Два их завода (открыты совместно с купцом Борисовым) производили в год продукции на 60 тысяч рублей при штате в 90 рабочих. Производство на Болве позволяло отправлять продукцию в ближайшие районы, на юг и на Украину. Численность рабочих на этих заводах достигала 200 человек. Но со временем производство укрупнялось, концентрируясь возле Песоченского завода. В начале XX века Песоченский завод вырос в крупное предприятие с численностью рабочих до тысячи человек и с годовым выпуском продукции на 500 тысяч рублей. Завод производил чугунные печи, плиты, посуду, котлы в количестве 400 тысяч пудов в год.
Купца 1-й гильдии Петра Максимовича Золотарева
лично знал император Александр I.
Марка чести и достоинства
Купец 1‑й гильдии, коммерц-советник Петр Максимович Золотарев в 1814 году стал городским головой. При всех своих званиях и титулах он носил длинные, постриженные в скобку волосы, большую бороду, ходил в длиннополых кафтанах и имел угрюмую наружность. Популярность Петра Золотарева была так велика, что, по рассказам его современников, в берлинских конторах висели его портреты. В Калужском краеведческом музее сохранилась фотокопия с гравированного в Берлине портрета, датируемого 20 февраля 1812 года.
Это уважение Золотарев приобрел тем, что в 1812 году, имея в Берлине кредит в 200 000 рублей, когда русские деньги резко упали в цене на заграничной бирже, он не воспользовался, подобно многим другим русским купцам, возможностью рассчитаться с кредиторами суммой в 50% задолженности, а погасил свой долг полным золотым рублем.
Купца 1‑й гильдии Петра Максимовича Золотарева лично знал император Александр I.
На Высочайшем разрешении от 10 августа 1815 года царь дал следующую резолюцию: «Я его (Золотарева) лично знаю, он человек почтенный и заслуживает отличия. Дать ему звание коммерции советника».
Титул коммерц-советника — это высшее звание в купеческой иерархии, оно давало Золотареву право вести оптовую торговлю не только в России, но и за рубежом. Купцы первой гильдии — звание, приравненное к генеральскому, — по указу Екатерины Великой могли владеть наравне с дворянами крупными частными предприятиями. Их капиталы составляли от 10 до 50 тысяч рублей золотом. Купцы освобождались от пошлин, государственной службы и рекрутской повинности. Им давались различные льготы и кредиты. А выплачивали они лишь 1% налога от объявленного капитала.
Знакомство с царской семьей подтверждает и мраморная доска в одном из залов Золотаревского дома-дворца, которая гласит: «Дом сей был осчастливлен: Е. И. В.
в. кн. Николай Павлович в 1816 г. с 29 июля по 1 августа, Е. И. В. Государь Император Александр Павлович в 1816 г. с 2 по 3 сентября; Е. И. В. в. кн. Михаил Павлович в 1817 г. с 4 по 7 ноября».
Пожертвование для больных
Братья Золотаревы прославились добродетелью и благотворительностью. Первыми в их обширном списке стоят Хлюстинские заведения, которые основаны в начале XIX века мосальским помещиком, майором Антоном Семеновичем Хлюстиным. Он и его сыновья Михаил и Семен построили дом для призрения инвалидов и умалишенных и церковь во имя Александра Невского. Этот дом и послужил основой, из которой потом выросли больничные корпуса, сооруженные Приказом Общественного призрения и известные под именем Хлюстинских. В 1824 году они состояли из семи каменных и деревянных корпусов. Тогда брат Петра Максимовича — купец Иван Максимович Золотарев — пожертвовал собственный каменный двухэтажный дом близ Хлюстинских заведений под особую городскую больницу и внес 50 тысяч рублей пожертвований. Это был так называемый «Золотаревский больничный дом», включенный Приказом Общественного призрения в состав Хлюстинских заведений.
В 1834 году был построен главный больничный корпус, куда была переведена больница из Золотаревского дома, а в нем разместили дом умалишенных. Позднее Земство открывает при заведении специальную медицинскую библиотеку и «библиотеку для чтения при больнице». В 1888 году была заново отделана больничная церковь, открыта фельдшерская школа с трехгодичным курсом обучения.
Памятник русского классицизма — Дом-усадьба Золотаревых в Завершье
(фото конца XIX века).
Дворец для императоров
«Самым красивым и грандиозным является памятник русского классицизма — Дом-усадьба Золотаревых в Завершье (ныне — Калужский краеведческий музей). В России много старинных дворцов богаче Дома Золотаревых, но очень немногие дают, как этот, такое представление о культуре эпохи, которая взрастила Пушкина, — писала известный калужский краевед Генриетта Морозова в книге «Прогулки по старой Калуге». — Сколько раз сменялись за минувшие полтораста лет моды и вкусы, но вечная молодость этого дома не померкла. И не должна померкнуть.
Дом Золотаревых нельзя назвать обычным городским особняком. Он значительно богаче не только среднего купеческого жилья, но и большинства дворянских домов. Это здание считалось самым богатым в Калуге и долгое время именовалось дворцом. Некоторые исследователи считают, что дом предназначался для приема императора и членов царской семьи, поскольку ни сам купец, ни его наследники никогда в нем не жили. По мнению исследователя калужской старины Дмитрия Малинина, «дом был предназначен для остановок императрицы Екатерины II…».
Красота и архитектурная цельность великолепной городской усадьбы ставит ее в первый ряд произведений гражданской архитектуры рубежа XVIII–XIX веков. Главный дом усадьбы построен неизвестным зодчим предположительно в 1805–1808 годах. Однако Дмитрий Малинин относил строительство дома, по крайней мере, к 80‑м годам XVIII столетия, утверждая, что «проект дома-дворца был составлен знаменитым архитектором Михаилом Казаковым». Отделочными работами в Золотаревском дворце руководил итальянец Кампиони, которому в Москве принадлежала мастерская, пользовавшаяся заслуженной славой. Въездные арки с колоннами и горельефами, причудливые кованые фонари, установленные на консолях по обе стороны крыльца, придают дому торжественный вид.
В конце XIX века дом был продан наследниками дочери Ивана Максимовича Золотарева, в замужестве Черновой, жены нотариуса Александра Кологривова. До национализации 1919 года здесь размещалась известная в Калуге нотариальная контора.
Многое еще остается неизвестным в судьбе Петра Максимовича Золотарева. Например, дата смерти и место его захоронения. Историки считают, что он похоронен в Санкт-Петербурге. Брат же его Иван Максимович почил 30 января 1831 года, жена его Анастасия Ивановна — 5 декабря 1825 года в почтенном возрасте — в 64 года. Оба похоронены в монастыре Святого Лаврентия.