Франшиза для роста
Потенциал развития экономики страны кроется в изменении отношения наших сограждан к предпринимательской деятельности.
Недавно президент РФ Дмитрий Медведев обсудил с руководителями предприятий малого бизнеса Пензенской области проблемы, с которыми сталкиваются предприниматели в нашей стране. Среди уже привычного недовольства частотой проверок, растущей налоговой нагрузкой и неудовлетворительной работой таможенных органов прозвучала еще одна очень важная тема — отношение людей к предпринимательству, их страх и, как следствие, нежелание начинать свой собственный бизнес.
«Казалось бы, уже 20 лет, как существует новая экономика, а стереотипы остаются. Нужно создать программу пропаганды предпринимательского дела как труда для огромного количества людей. Нужно, чтобы у нас процентов 30–40 людей, а то и больше, стало предпринимателями», — отметил Дмитрий Медведев. Но что же изменилось в экономике за эти 20 лет и почему вклад малого предпринимательства в ВВП страны на сегодняшний день не превышает и 20% (для сравнения: в США этот показатель составляет около 80%)?
Очевидно, мы стали еще более зависимы от сырьевого фактора: 20 лет назад бездефицитный бюджет был гарантирован стране при цене барреля нефти порядка 35 долларов, сегодня мы не можем достигнуть профицита и при цене в 100 долларов. Общая политика государства относительно предпринимательства, несмотря на декларируемые привилегии, изобилует «полицейскими» инструментами и окончательно подрывает доверие к себе ужесточением и без того непосильного налогового бремени.
Еще два фактора, которые не лежат на поверхности, но играют не менее ощутимую роль в достижении общего результата, — это качество экономического образования в стране и отношение россиян к предпринимательству как виду деятельности. Между тем, что читают студентам на кафедре предпринимательства те же преподаватели, которые читали их родителям политэкономию марксизма, и реальной практикой — огромная пропасть. Те же, кто смог добиться реального успеха в бизнесе, научившись на собственных ошибках, не спешат инвестировать свое время в будущее поколение российских предпринимателей, предпочитая менее долгосрочные инвестиции.
Какими же инструментами мы обладаем для того, чтобы увеличить вклад предпринимательства в экономику и создать тот самый средний класс, который и станет основой возрождения страны?
Во‑первых, это реальная пропаганда предпринимательства. В выборном 2008 году воодушевленный приходом к власти Дмитрий Медведев, говоря о вкладе малого бизнеса в ВВП страны, заявлял о своих планах исправить неприглядный показатель в 15%; ему вторила и Эльвира Набиуллина, рассчитывая увеличить долю занятых в предпринимательстве к 2012 году до трети населения, — воз, как говорится, и ныне там. СМИ мало пишут об этой проблеме, не актуализируют ее. Я невольно вспомнил слова одного знакомого американского профессора, который, не раз побывав в России, заметил, что основное отличие среднего американца от среднего россиянина — понимание того, что ему никто ничего должен, что он должен рассчитывать только на себя и добиваться всего сам. Мы же считаем, что уровень нашей жизни зависит не от нас, а от цен на нефть.
Во‑вторых, необходимо не только увеличивать количество начавших предпринимательскую деятельность, но и уменьшать количество тех, кто, начав, не выжил и закрылся. И вот здесь одним из ключевых инструментов является франчайзинг. По данным Американской ассоциации франчайзинга, количество неуспешных предпринимателей из числа тех, кто приобрел франшизу, в четыре раза меньше, чем в собственном бизнесе. Приобретение франшизы дает российскому предпринимателю возможность не только зарабатывать, но и учиться на уже готовых и проверенных бизнес-моделях. Иными словами, франчайзинг значительно снижает риски.
Уверен, что предпринимательство по франчайзинговой модели будет активно развиваться и позволит поднять малый бизнес в нашей стране, ведь, как отметил президент Дмитрий Медведев, «без предпринимательства у нас нет никакого будущего: ни цивилизованного, ни нецивилизованного».
«Казалось бы, уже 20 лет, как существует новая экономика, а стереотипы остаются. Нужно создать программу пропаганды предпринимательского дела как труда для огромного количества людей. Нужно, чтобы у нас процентов 30–40 людей, а то и больше, стало предпринимателями», — отметил Дмитрий Медведев. Но что же изменилось в экономике за эти 20 лет и почему вклад малого предпринимательства в ВВП страны на сегодняшний день не превышает и 20% (для сравнения: в США этот показатель составляет около 80%)?
Очевидно, мы стали еще более зависимы от сырьевого фактора: 20 лет назад бездефицитный бюджет был гарантирован стране при цене барреля нефти порядка 35 долларов, сегодня мы не можем достигнуть профицита и при цене в 100 долларов. Общая политика государства относительно предпринимательства, несмотря на декларируемые привилегии, изобилует «полицейскими» инструментами и окончательно подрывает доверие к себе ужесточением и без того непосильного налогового бремени.
Еще два фактора, которые не лежат на поверхности, но играют не менее ощутимую роль в достижении общего результата, — это качество экономического образования в стране и отношение россиян к предпринимательству как виду деятельности. Между тем, что читают студентам на кафедре предпринимательства те же преподаватели, которые читали их родителям политэкономию марксизма, и реальной практикой — огромная пропасть. Те же, кто смог добиться реального успеха в бизнесе, научившись на собственных ошибках, не спешат инвестировать свое время в будущее поколение российских предпринимателей, предпочитая менее долгосрочные инвестиции.
Какими же инструментами мы обладаем для того, чтобы увеличить вклад предпринимательства в экономику и создать тот самый средний класс, который и станет основой возрождения страны?
Во‑первых, это реальная пропаганда предпринимательства. В выборном 2008 году воодушевленный приходом к власти Дмитрий Медведев, говоря о вкладе малого бизнеса в ВВП страны, заявлял о своих планах исправить неприглядный показатель в 15%; ему вторила и Эльвира Набиуллина, рассчитывая увеличить долю занятых в предпринимательстве к 2012 году до трети населения, — воз, как говорится, и ныне там. СМИ мало пишут об этой проблеме, не актуализируют ее. Я невольно вспомнил слова одного знакомого американского профессора, который, не раз побывав в России, заметил, что основное отличие среднего американца от среднего россиянина — понимание того, что ему никто ничего должен, что он должен рассчитывать только на себя и добиваться всего сам. Мы же считаем, что уровень нашей жизни зависит не от нас, а от цен на нефть.
Во‑вторых, необходимо не только увеличивать количество начавших предпринимательскую деятельность, но и уменьшать количество тех, кто, начав, не выжил и закрылся. И вот здесь одним из ключевых инструментов является франчайзинг. По данным Американской ассоциации франчайзинга, количество неуспешных предпринимателей из числа тех, кто приобрел франшизу, в четыре раза меньше, чем в собственном бизнесе. Приобретение франшизы дает российскому предпринимателю возможность не только зарабатывать, но и учиться на уже готовых и проверенных бизнес-моделях. Иными словами, франчайзинг значительно снижает риски.
Уверен, что предпринимательство по франчайзинговой модели будет активно развиваться и позволит поднять малый бизнес в нашей стране, ведь, как отметил президент Дмитрий Медведев, «без предпринимательства у нас нет никакого будущего: ни цивилизованного, ни нецивилизованного».