Последствия доверия
Расширение сферы и объемов кредитования, дефицит свободных денежных ресурсов привели к неизбежному росту числа должников. Правда жизни такова: занимаешь чужое и на время, отдаешь свое и навсегда!
Оказание коллекторских услуг уже давно не связано с привлечением ребят с битами. Кровопролитные разборки ушли в прошлое. Должник может попросту в суде лишиться бизнеса или принадлежащего ему имущества.
И все будет законно, с привлечением адвокатов, экспертов, которые смогут дать заключение о платежеспособности должника, а также финансово-экономических специалистов, которые проанализируют принадлежащее должнику предприятие и решат, есть ли смысл отбирать его за долги или оно потребует инвестиций намного больших, чем сама сумма долга.
Коллекторская деятельность получает все большее распространение не только в крупных российских мегаполисах, но и в регионах. Желание вернуть свои деньги приводит на порог коллекторского агентства многие компании. Его преимуществом является возможность комплексного воздействия на должника: розыск должника и его имущества, досудебные переговоры, PR-сопровождение, судебная и послесудебная стадии. Оплата услуг коллекторов производится по конечному результату — получению денег от должника. При недостатке собственных возможностей коллекторское агентство привлекает специалистов со стороны (детективов, юристов узкого профиля и так далее), проводит консультации с представителями правоохранительных органов и службы судебных приставов.
— Кризис подхлестнул рынок коллекторских услуг, — считает генеральный директор ООО «Урегулирование и возврат долгов» Андрей Шаулин. — На пике роста экономики многие компании заключали договоры на доверии, не уделяя должного внимания ни договорной базе, ни штрафным санкциям. Как результат – хронические долги.
Коллекторские агентства сегодня набирают все большую популярность и в Калуге. Для любого коллекторского агентства, которое будет заниматься взысканием долгов, важно, чтобы долг был документально подтвержден. В противном случае нет оснований для взыскания.
В практике обращений к калужским коллекторам есть несколько типичных случаев. Самый распространенный — не отражены штрафные санкции в договоре, и должник безболезненно уклоняется от погашения задолженности. Второй – это холдинговые структуры, группы компаний. Например, был случай, когда документы подписывал специалист, формально находящийся в офисе компании-контрагента, но оформленный по трудовому соглашению в другой компании холдинга. И, когда встал вопрос о возврате долга, арбитражный суд не принял документы, подписанные неуполномоченным лицом. Шансов вернуть такой долг крайне мало. В таких структурах существует другой риск — при попытке взыскания долга с компании-должника имущество быстро переводится на иную компанию в составе холдинга.
— Кризис многое поменял в психологии людей. На почве невозвратов долгов рушатся партнерские, дружеские, а порой даже и родственные отношения, — говорит Андрей Шаулин. — Долг – это следствие доверия.
Обычно компании, которой доверяют партнеры, дают отсрочку по оплате поставки товара или оплате услуг. Как следствие такого доверия – ненадлежащее оформление первичной документации, недостаточное внимание к неустойкам, штрафам, пеням в договорах между партнерами. В кризис многие фирмы воспользовались этим. Одни действительно не могли погасить задолженность, другие просто не захотели. Стоимость привлечения кредитов увеличилась, и долги по договорам без штрафных санкций дешевле было не отдавать.
— В наступившем году ожидается более четкое оформление корпоративного коллекторства, — считает Дмитрий Жданухин, генеральный директор Центра развития коллекторства (Москва). — Это проявится в создании специального объединения компаний, развивающих внесудебные комплексные технологии взыскания долгов.
Именно в сфере корпоративного коллекторства возможно появление ярких проектов, связанных как с обеспечением долговой безопасности в рамках объединений предпринимателей, так и со взысканием долгов конкретных компаний.
Учитывая расширение практики PR-сопровождения взыскания долгов, будут заметны новые примеры информационного и юридического сопротивления крупных должников. Будут развиваться экспертно-общественные проекты, направленные на противодействие коррупционному возникновению крупных долгов.
По мнению Дмитрия Жданухина, особый интерес будет представлять работа с посткризисными долгами, то есть ситуациями, когда запущенное в период кризиса банкротство уже заканчивается с явным ущемлением интересов кредиторов и продолжением бизнеса бывших владельцев организации-должника через других юридических лиц.
Также в рамках решения долговых проблем, возникших в период кризиса, продолжится работа с «долгами второго уровня», заключающаяся в предложении банкам передавать работу с дебиторской задолженностью крупных должников аккредитованным коллекторским агентствам, использующим законные внесудебные методики взыскания.
— В целом в 2011 году будет продолжаться последовательное развитие и усложнение коллекторского бизнеса, — говорит Дмитрий Жданухин. — Этот процесс будет отличаться от того, что происходило в развитых зарубежных странах. Прежде всего — особым акцентом на становлении корпоративного коллекторства. Предприниматели пока слишком легко относятся к возможности невыполнения своих обязательств и понимают возможности эффективного противодействия стандартным юридическим механизмам взыскания.