Долг платежом красен
Многие предприниматели хорошо знакомы с ситуацией, когда платежи за
оказанные услуги или отгруженную продукцию месяцами не поступают на
счет.
Должник ссылается на финансовые трудности: «Извини, у меня сейчас непростое время, перезвони через месяц». А сам тем временем отдыхает за границей. Фирма-должник сетует на всеобщие неплатежи: «С нами не рассчитались наши клиенты, поэтому пока не можем погасить вам задолженность». При этом ваш должник продолжает работать, кому-то проводить платежи, но только не вам. Пришло время обратиться к профессионалам.
Коллекторское агентство ООО «Урегулирование и возврат долгов» (УиВД) было образовано в 2008 году. На момент его создания Андрей Шаулин являлся совладельцем нескольких бизнесов. Одна из главных проблем этих бизнесов — возврат дебиторской задолженности.
— Сначала мы вели переговоры с должниками самостоятельно, силами своих менеджеров, — рассказывает генеральный директор УиВД Андрей Шаулин. — Но эффективность этих переговоров была крайне низкой. В процессе поиска решения проблемы мы узнали, что есть люди, которые занимаются этим профессионально, — коллекторы.
Мы познакомились с Дмитрием Жданухиным, генеральным директором «Центра развития коллекторства», кандидатом юридических наук. Общаясь с ним, с представителями правоохранительных органов, мы оценили масштаб этой проблемы и решили создать свое коллекторское агентство.
Процесс взыскания долгов — сложный механизм, который не каждому под силу ввиду различных личностных характеристик.
Без доверия не было бы долга. Изначально, давая в долг физическому лицу или фирме, предоставляя отсрочку платежа и т. п., мы доверяем должнику (на основании нашего положительного мнения о нем). А вот когда нужно заставить заплатить долг, то здесь важно поменять мнение о должнике и измениться самому. Не всем это удается.
Для такого рода деятельности, как коллекторство, требуются специалисты со знанием психологии. Имеет значение даже тембр голоса. Обязательно знание экономики, юриспруденции, бухгалтерии, понимание бизнес-процессов. За счет всех составляющих коллектор может грамотно вести переговоры и добиваться желаемого результата. Именно такие специалисты работают в нашем агентстве.
— Как вы оцениваете ситуацию с возвратом долгов? Какие советы могли бы дать компаниям, перед которыми остро стоит проблема дебиторской задолженности?
— С наступлением кризиса ситуация обострилась. Менеджерам по продажам невыгодно показывать просроченную задолженность, они оттягивают решение проблемы до последнего момента. Не нужно надеяться на то, что менеджеры будут активно взыскивать долги со своих клиентов и тем самым портить с ними деловые отношения, ведь они мотивированы на продажу товара или услуги. Мы сталкиваемся с тем, что фирма продолжает отпускать продукцию своему должнику без оплаты, тем самым усугубляя ситуацию. Я советую руководителям периодически анализировать дебиторскую задолженность по срокам, необходимо регулярно отслеживать финансовое положение контрагентов. Чем краткосрочнее долг, тем легче его взыскать. Часто руководители и владельцы бизнеса полагают, что деньги у них есть, что они просто находятся в дебиторской задолженности. Но, к сожалению, некоторые долги со временем становятся невозвратными. Упущено драгоценное время.
— В чем сложность взыскания долга?
— В работе мы сталкиваемся с тем, что многие компании не уделяют должного внимания правильному ведению первичной документации. Только когда долг документально подтвержден, его можно взыскать законным способом. Советую определить время просрочки платежа, после которого нужно начинать активные действия по возврату долга. Я бы рекомендовал не более трех месяцев. В идеальном варианте — месяц. Хотя для некоторых видов бизнеса и месяц большой срок. Все зависит от суммы долга, сроков обращения товара, осведомленности о платежеспособности клиента.
— Ваша оценка перспектив развития рынка коллекторских услуг?
— Сейчас бизнес активно передает непрофильные функции на аутсорсинг. Это позволяет сосредоточиться на своей основной деятельности. Менеджеры по продажам не должны заниматься возвратом долгов. Для этого должна быть создана собственная служба по работе с долгами. Как правило, это невыгодно, и проще передать работу с дебиторской задолженностью на аутсорсинг профессионалам.
Основное правило коллекторских агентств — работа без предоплаты. Коллекторы получают вознаграждение только от суммы фактически возвращенного долга. Кому-то проценты коллекторских агентств кажутся завышенными по сравнению с оплатой услуг юристов. Но если должник не возвращает долг, то и коллекторское агентство ничего не получает, хотя и несет расходы по работе с должником.
В ближайшее время наше агентство планирует проводить разъяснительную работу с владельцами калужского бизнеса, организовывать семинары силами своих специалистов, а также приглашать специалистов аналогичного профиля. Пока калужские предприниматели до конца не осознали необходимость существования подобных агентств. Однако сегодня к нам поступает много заказов из сферы ЖКХ и строительного бизнеса. Проблема рынка коллекторских услуг — это отсутствие закона о коллекторстве. Сейчас законопроект находится на рассмотрении в Госдуме. Как только он будет принят, рынок коллекторских услуг получит динамичное развитие.