Взгляд на юго-восток
Побывав в Китае, испытываешь шок и впадаешь в тоскливый анабиоз.
Наверное, это в большей мере от чувства зависти, чем от удивления.
Людмила Дорофеева, директор дизайн-салона «Люжанэ», член редсовета «Калужского Бизнес-журнала».
Мы уже давно смирились с внешним компактно-комфортным, чистеньким и уютным видом старушки Европы. И так приятно было бы узреть кого-либо, как мы, живущего на куче навоза с бодрым философским: «ничего, сынок, и это наша Родина!» Но, проведя первых несколько дней в Пекине или Шанхае, чувствуешь себя обиженным и обманутым. В ожиданиях. Мы одни. И куча наша. А у них — умопомрачительная современная архитектура, бережно хранимая старина, глубокое почитание традиций и истории, отсутствие пробок, отличные дороги, натуральная еда и огромное количество цветов и зелени, скверов и парков. Это всего лишь мегаполис, лицо страны, выпендреж, пыль в глаза туристам — успокаиваешь себя, пробираясь в глубь отдаленных провинций. Проехав за месяц из конца в конец весь Китай, понимаешь: это не сон. Это одна гигантская мастерская, где постоянно что-то строят, копают, возводят, расширяют, высаживают, украшают и т. д. Одним словом, созидают. Это у них в 11 часов ночи полно покупателей в книжных магазинах. Это у них даже подростки мастерски копируют полотна великих художников. Это у них мостовая XII века, бережно укрытая стеклянным витражом, по-будничному пересекает километровую пешеходную зону, а заодно и огромный торговый центр. Раскалывая своим древним существом время, пространство и городскую суету. Живой музей под открытым небом, живая память.
Долго искала рикшу. Нашла. На соседней улице, бронзового, в виде памятника. Там их было много, разных фигур: старик-водонос, девушка с зонтиком, уличный мальчишка-разносчик, играющие дети. И все легко вписывались в поток прохожих, потому что они часть этого города, часть этой жизни. А современные рикши давно ездят на народной марке автомобиля Audi А6. Есть и забавное мото-такси для студентов. Впервые за много лет глаз радуется женственности и целомудрию. Девушки и женщины одеты в красивые, изящные платья, юбки и блузы. Вся одежда простого классического кроя, минимум косметики, средний каблучок, аккуратные прически и естественный цвет волос. Все это вкупе с окружающим ландшафтом и архитектурой дает некую гармонию и умиротворенность. Здесь видишь и ощущаешь, как внутреннее содержание диктует форму и идеально вписывается в окружающую среду. Кажется, я разгадала одну из загадок страны, где сильны национальные корни. Насколько прекрасен ландшафт, то есть все живое, что окружает человека, насколько он чувствует красоту и дыхание окружающего мира, настолько он и несет на себе отпечаток этого мира. В стране, где в идеальном балансе существует историческая и современная архитектура, где все утопает в зелени парков, где созерцание красоты ценится более, чем власть и деньги, и люди выглядят по-другому.
Пирсинг, готы, панки и прочая безумная субкультура могла родиться только среди безликих небоскребов, асфальтного панциря промышленных городов, синтетической еды и холодного цинизма. Какова среда – таково и содержание. Можно было бы еще долго рассказывать о городах без пробок и аварий, где тысячи машин прячутся на ночь в гаражах-небоскребах. О чистоте и хороших дорогах, о хорошем вкусе и сдержанном количестве рекламы. О красиво освещенных ночных улицах и прекрасных парках, которых великое множество в каждом городе, где все продумано и удобно до удивления. Будь то дорожка, ведущая тебя через лужайки и ручей сквозь заросли кустарника и дальше через мост вокруг озера. Чтобы остановиться на островке в резной беседке и в обрамлении окна увидеть кусочек пейзажа как часть картины и замереть от восторга. Где дорожка заставит тебя пройти длинный и неповторимый путь по всему парку, проведет прямо через чайный домик, где перед столиком открывается вид на озеро с цветущими лотосами. И дальше, где льется тихая музыка из камней, а табличка над головой предупреждает, что нужно пригнуть голову: впереди раскинулась массивная ветка дерева. А выгуливать можно не только кошек и собак, но и птиц. Старые люди приносят их в парк в затейливых клетках-пагодах из бамбуковых палочек и вешают на специальные крючки на деревьях или возле цветущих кустарников. Клетку обязательно размещают так, чтобы птичка тоже видела самый красивый ракурс пейзажа, иначе, считают хозяева, как она будет петь? Вот так и сидят на берегу озера, на уютной площадке, старые люди, наслаждаются красотой и покоем воды и слушают пение птиц.
«Жизнь измеряется не количеством вдохов. Она измеряется количеством моментов, которые заставляют нас задержать дыхание. Время утекает от нас каждую секунду. И его нужно тратить прямо сейчас».
Самолет берет курс на мою Родину, на мой дом. Теперь я знаю, каким бы я хотела видеть его. И каким он не должен быть.