Живые отношения
«Макснет» стал первым альтернативным
интернет-провайдером калужского региона. Сегодня эта небольшая компания
превратилась в серьезного и амбициозного игрока телекоммуникационного
рынка.
В далеком 1996 году группа энтузиастов из Обнинска создала оператора связи с небольшим первоначальным капиталом. Мало кто тогда верил в успех телекоммуникационного бизнеса. Да и сам Интернет был для всех в диковинку. Генеральный директор «Макснета» Павел Соколовский до этого занимался коммерцией, увлекался компьютерами и пытался заработать деньги на более интеллектуальных проектах. В тот момент наблюдался достаточно большой спрос на отечественных программистов, но существовали определенные проблемы в работе с западными заказчиками, главной из которых было отсутствие надежной связи.
— Павел Сергеевич, говорят, что вы учредили свою компанию в пятницу, 13 сентября. Не страшно было начинать свой бизнес в «плохой» день?
— Конечно, страшно, но это никак не связано с датой. Мы начали заниматься Интернет тогда, когда это было абсолютно новым рыночным явлением. На рынке не было предложений, за исключением двух небольших компаний в Москве — «Релком» и «Демос». Свои первые шаги мы делали в Обнинске. Как и у любого нового бизнеса, проблем было немало. Главная сложность заключалась в том, что Интернет был практически никому неизвестен, и основные наши силы уходили на продвижение глобальной Сети в массы.
В Калугу мы пришли гораздо позже, в 2001 году. По странному стечению обстоятельств Калужский филиал был зарегистрирован тоже 13 сентября. Почему с такой задержкой? На это были объективные причины. Самая серьезная на тот момент проблема — отсутствие каналов связи. К примеру, если вы ставили перед собой задачу оказывать услуги по доступу в Интернет в Калуге, то единственным его источником для вас была Москва. Нужно было каким-то образом провести канал из столицы. Про оптоволокно и речи не было. Единственный магистральный оператор — «Ростелеком» — обладал только аналоговыми низкоскоростными каналами. Поэтому для того, чтобы прийти и начать оказывать услуги, многие обстоятельства должны были сойтись. Что и произошло в 2001 году.
На самом деле, создавая «Макснет», мы видели свою задачу в том, чтобы организовать связь, а основные деньги планировали зарабатывать на разработке программного обеспечения для зарубежных заказчиков. Быстро выяснилось, что мы заблуждались и на что-то еще кроме телекоммуникаций не хватает ни сил, ни времени. К тому же оказалось, что работа в сфере оказания услуг Интернет не только интересна, но и начала приносить неплохие доходы, что заставило нас сфокусироваться только на этом направлении бизнеса.
Однако страсть к разработкам программных решений пришлась здесь как нельзя кстати. Все программное обеспечение, которое нам понадобилось для работы Сети, было создано нашими программистами самостоятельно.
— Удалось ли вашей компании закрепиться в Калуге?
— Да, удалось. Но необходимо уточнить, что развитие «Макснета» в Калуге, как и услуг Интернет в целом, можно разделить на два этапа. Первоначально наши услуги на 99% состояли из модемного доступа через телефон. На этом этапе все складывалось для нас весьма удачно. Но изменение государством в 2005 году правил игры на связном рынке моментально сделало модемный доступ убыточным для всех альтернативных операторов. С этого момента все силы были брошены на строительство собственной оптической сети в Калуге. И пока мы занимались стройкой, «Макснет» был не так заметен на рынке Калуги, больше концентрируясь на оказании услуг корпоративным клиентам. Но сегодня, когда наша сеть охватывает более половины домохозяйств Калуги, мы начинаем наращивать наше присутствие, более активно привлекать абонентов выгодными условиями. Пытаемся вернуть себе лидирующие позиции, которые мы объективно упускали несколько лет. Наши планы — в ближайшие два года дойти до 75-80%.
— Сегодня операторы связи активно развивают услуги цифрового и кабельного телевидения. Подобные услуги входят в ваши планы?
— Само собой. Более того, цифровым телевидением мы занимаемся на протяжении нескольких лет. Идеей вещания телевидения по нашим сетям мы заинтересовались с момента начала строительства. И учитывая, что стоимость готовых решений исчислялась миллионами долларов, мы принялись за разработку самостоятельно. И эта работа настолько увлекла нас и оказалась востребованной другими участниками рынка телевизионного вещания, что внедрение услуги на нашей сети на какой-то срок отошло на второй план. Сейчас это направление вылилось в отдельную кампанию с хорошими перспективами.
К тому же надо понимать, что в телевизионном царстве не все так просто. В существующей модели телеканалы зарабатывают на рекламе, какие-то каналы государство спонсирует напрямую. Население платит не за сами телеканалы, а только за обслуживание систем телевидения. Спрос есть, а привычки платить за цифровое телевидение — нет. Из-за этого в России наблюдается некий перекос. Поэтому большинство операторов работают по принципу «чем больше каналов — тем лучше», не обращая внимания на качество контента. При этом такие каналы для операторов либо бесплатные, либо стоят копейки. Предоставят, к примеру, 100 каналов, но реально смотреть там будет нечего. Исключением является НТВ плюс с достаточно дорогими пакетами. Этот оператор работает по принципу «хороший контент тем, кто готов за него платить». И такая модель нам ближе по духу. Из-за этого мы более тщательно готовимся к предоставлению услуги телевидения.
Еще одна проблема состоит в том, что многие интересные телеканалы иностранного производства не имеют до сих пор официального разрешения на вещание на территории России. Большинство операторов транслируют эти каналы нелегально. И надзорный орган может в любой момент оштрафовать или лишить такого оператора права оказывать услуги. Поэтому мы всегда осторожно подходим к таким вопросам. К тому же надо учесть, что телевидение не самая интересная услуга с точки зрения доходов, особенно учитывая весьма высокий уровень инвестиций. Но, несмотря ни на что, телевидение остается для нас одним из приоритетных направлений развития. В следующем году мы намечаем коммерческий старт услуги сперва в Обнинске, а потом и в Калуге.
— Какие еще новые услуги вы планируете запускать?
— Наиболее интересным и новым направлением для нас являются услуги местной телефонной связи.
Так сложилось, что государство регулирует услуги монополиста. И рост тарифов на телефонную связь опережает инфляцию. В итоге стоимость услуг местной связи выросла в разы. Еще пять лет назад было неинтересно заниматься ею. Местная связь была убыточной, и существующий оператор в основном зарабатывал на междугородке. После реформы местная связь резко подорожала, и теперь заниматься ей стало выгодно. Мы уже достаточно давно предоставляем своим корпоративным клиентам услуги передачи голоса по Сети. И это позволяет существенно экономить на междугородных и международных переговорах. Но эта услуга неполноценна. Многие клиенты хотят получить еще и местную связь и при этом работать только с нами. Поступает много обращений от застройщиков нового жилья, желающих получать полный комплекс услуг связи. Использование самых современных решений в области телефонии позволяет оказывать различные интеллектуальные сервисы. Например, организация виртуальных мини-АТС, видеоконференц-связь, голосовые меню, запись разговоров, автоответчики и факсы, приходящие по электронной почте. При этом все эти сервисы функционируют на стороне оператора, и абоненту не надо тратить лишние деньги на установку и обслуживание дополнительного оборудования.
— Почувствовал ли ваш бизнес влияние минувшего кризиса?
— Частный сектор никак не отреагировал на кризис. Домашние абоненты сети от наших услуг не отказывались. Более того, за счет предпринятых нами действий, за этот год с небольшим абонентская база выросла на 40%. А вот 15% выручки от корпоративных клиентов мы потеряли в течение первых трех месяцев, но в основном это были небольшие предприятия, которые не смогли удержаться на плаву. С крупными предприятиями было проще продолжить работу. Мы шли им навстречу, когда это было возможно. Например, предоставляли льготный режим для предприятий на год, активно корректировали тарифные предложения, двигаясь навстречу рынку. И уже к концу 2009 года объем оказанных услуг корпоративным абонентам превысил докризисные показатели. При этом надо заметить, что кризис сыграл положительную роль в нашей тарифной политике. Благодаря оптимизации расходов и существенному расширению наших магистральных каналов за последние полтора года стоимость интернет-трафика снизилась в 4-6 раз. Тенденция к переходу к более скоростному Интернету сохраняется для всех потребителей — домашних и корпоративных. В октябре мы опять планируем увеличить скорость безлимитных корпоративных тарифов в 1,5 раза.
— Как строится ваша политика в отношении корпоративных клиентов?
— По принципу «все в одном флаконе», что включает в себя доступ в Интернет, услуги по организации каналов связи, предлагаем более выгодную междугородную связь по IP-телефонии и в ближайшей перспективе местную телефонную связь. С магистральной точки зрения наша сеть готова удовлетворить практически любые потребности корпоративных клиентов. При этом мы имеем стыки с крупнейшими федеральными операторами связи, такими как Ростелеком, Транстелеком, СтартТелеком, Синтерра и другие. В свою очередь, магистральные операторы, выигрывая тендеры на обслуживание общероссийских и международных предприятий или государственных федеральных структур, активно вовлекают нас в качестве подрядчика на территории Калужской области. Активность в секторе корпоративных каналов связи на местном уровне за последнее время значительно возросла.
С нами, как с местным оператором, работать гораздо удобнее и проще, чем с любым другим. У «Макснета» в калужском регионе находится руководство, все подразделения, служба технической поддержки. Мы более гибкий оператор и нам не нужно ждать согласований сверху. Поэтому с нами работают администрация области, Сбербанк, Росбанк, Вимм-Билль-Данн, Руукки Рус, Федеральная налоговая служба, Управление внутренних дел, Федеральная служба безопасности, Автоэлектроника, Калугаприбор, ОбнинскОргСинтез (Синтек), Avon, группа компаний ПИК и еще более 1200 предприятий и организаций.
— Как оцениваете конкурентную среду в последние два года?
— Конкуренция на региональном рынке резко усилилась. И мы это приветствуем. Конкуренция позволяет объективно оценить, чего мы стоим. Когда не из чего выбирать, то и не с чем сравнивать. Есть четкая статистика: если абонент от нас ушел, а потом вернулся, то он остается с нами всерьез и надолго. В целом текучесть абонентов небольшая. Появляется новый оператор с выгодными предложениями, и определенный процент абонентов начинает переключаться. Часть, конечно, остается с новым оператором, но те, кто вернулся по каким-либо причинам, уже по-другому оценивают наши услуги. Наблюдается и обратное движение — когда абоненты других операторов выбирают нашу компанию. Это, конечно, относится по большей части к пользователям домашнего Интернета. Корпоративные клиенты, как правило, более консервативны. Им требуется больше времени на принятие решения, и они более обдуманно подходят к выбору своего оператора связи. Надо понимать, что для корпоративного клиента смена оператора сопряжена с большими трудностями. Соответственно, работа с корпоративными клиентами требует особого подхода со стороны оператора. И здесь особо ценится надежность и стабильность поставщика услуг, его история и перспективы. В этом, по нашему мнению, и кроется залог успешной работы компании «Макснет».
Калуга, ул. Ленина, 51, оф. 102, тел.: (4842) 57-82-18
Обнинск, пр-т Ленина, 127, оф. 601, тел.: (48439) 4-99-99
www.maxnet.ru
Обнинск, пр-т Ленина, 127, оф. 601, тел.: (48439) 4-99-99
www.maxnet.ru
В калужском регионе находится руководство, все подразделения, служба технической поддержки.
По сравнению с другими операторами «Макснет» более гибкий,
и не нужно ждать согласований сверху.
Сеть «Макснет» охватывает более половины домохозяйств Калуги.
Оператор наращивает абонентскую базу.
По сравнению с другими операторами «Макснет» более гибкий,
и не нужно ждать согласований сверху.
Сеть «Макснет» охватывает более половины домохозяйств Калуги.
Оператор наращивает абонентскую базу.