Диван мечты
После товарного голода в советское время развитие рынка мягкой мебели в России шло бурными темпами.
После товарного голода в советское время развитие рынка мягкой мебели в России шло бурными темпами. Спецификой производства диванов и кресел являлся низкий порог вхождения в бизнес. Но время и рынок изменили приоритеты.
При минимуме затрат на оборудование и производственные площади, имея лишь более или менее квалифицированных столяров и обивщиков, на выходе можно получить довольно дешевый и сносный по качеству товар.
Сначала мебель в Калугу возили из братской Польши на стареньких «копейках» с помощью прицепов. Но, учитывая большие транспортные расходы и всевозрастающую потребность «изголодавшихся» граждан в недорогих диванах, стало выгодно заниматься производством своей, местной мебели. За образец был взят очень удачный и несложный в производстве, а главное — хорошо продававшийся заезжими торговцами краснодарский диван–книжка. И вот уже более 15 лет этот диванчик в клеточку или в цветочек, различаясь лишь формой подлокотников, так или иначе «радует» своих хозяев. Одним он приносил колоссальные деньги, а другим — удовольствие на пару–тройку лет.
Объемы производимой мягкой мебели были просто огромны. Достаточно сказать, что на одного хозяина (а их было более 10) работало только одних обивщиков от 15 до 50 человек. За несколько лет были практически удовлетворены потребности калужан. Местная мебель продавалась и до сих пор продается не только в родном городе и области, но и в соседних областях (Тульская, Московская).
Тем парадоксальней выглядит ситуация, когда никто из местных производителей так и не нашел в себе сил и желания (финансов было достаточно) выйти на общероссийский мебельный рынок. Никто не смог сделать калужскую мебель брэндовой и узнаваемой, с достойным дизайном и хорошего качества, как, например, это сделали в Рязани, Ульяновске или Протвино.
2005 год стал годом расцвета всей мебельной отрасли в России. Объемы продаж росли, вместе с ними росло и количество новых салонов. Калуга не стала исключением. В тот год в центре города открылся новый четырехэтажный мебельный центр. Арендаторам выдвигались достаточно жесткие требования — необходимо было подтвердить фабричность продаваемой мебели, так как от этого во многом зависела репутация самого центра. Местные же производители по–прежнему обитали на рынке и в «околорыночных» магазинчиках.
Затем наступил кредитный бум. Продажи росли, и казалось, так будет всегда.
Благодаря заботе местных властей и приходу зарубежных инвестиций мещанская Калуга стала центром притяжения большинства отечественных и иностранных торговых сетей. Что же так тянет всех к нам?
В первую очередь это желание успеть первыми снять «сливки» в перспективном регионе. Не секрет, что в год появления METRO в Калуге по объему продаж ритейлер вышел в лидеры среди других своих магазинов, открывшихся в том году.
Арендная ставка в гипермаркете довольно высокая. Если учесть, что площадь под выставляемую мебель должна быть соразмерна с площадью самого брэнда, сумма получается фантастической.
2008 год был последним достаточно успешным годом для мебельщиков. Наступил кризис. Вслед за сокращением строительства стало сокращаться и количество заказов на диваны. Владельцы новых квартир так или иначе вынуждены обставлять свои квадратные метры, но при этом они стали более прижимисты. Многие предпочитают бороздить просторы столицы в поисках дивана своей мечты. Хозяева же старых апартаментов, в докризисный период предпочитавшие поменять своего старого друга через пару–тройку лет лишь по собственной прихоти, сейчас откладывают финансы на «черный день».
Поэтому, чтобы выжить, владельцы салонов вынуждены снижать издержки. Кто–то договаривается о снижении арендной ставки. Хотя, как показывает практика, это не всегда удается — в Калуге до сих пор дефицит качественных торговых площадей, особенно в центре. Кто–то переезжает в другой район города, рискуя потерять при этом львиную долю своих клиентов.
Сегодня фабрики становятся более гибкими. Выводят на рынок новые модели, отходят от серийного производства, занимаются индивидуальными заказами.
Многие мебельные сети раньше договаривались с производителем о снижении себестоимости. Например, заказывая большую партию популярной модели дивана в одинаковой ткани, они добивались существенных ценовых преференций. Но с резким падением спроса и этот путь ведет в тупик.
Существует и вовсе банальный способ снижения издержек — под видом фабричной мебели покупателю предлагается продукция местных «гаражных» производителей.
Плохо это или хорошо — решать покупателю, но я точно знаю, что среди мебельщиков в Калуге до сих пор остались люди, преданные своему делу. Люди, которые никогда не пойдут на подлог, не поступятся своей завоеванной годами репутацией. С каждым клиентом они работают индивидуально, пользуются услугами дизайнеров в подборе обивки, подбирают механизмы трансформации и т.д. Именно такие предприниматели останутся на плаву и будут развиваться дальше.
Поэтому, несмотря ни на какой кризис, в Калуге остается возможность приобрести хорошую мягкую мебель достойного качества и по приемлемой цене. Сейчас самый подходящий момент, такие предложения и цены останутся еще ненадолго. Как только будут расти объемы продаж, все вернется на круги своя.