Зарплаты: замороженный рост
Кадровое агентство «Карьера» провело региональное исследование — «Обзор
рынка заработных плат и дополнительных мер стимулирования калужского
региона — 2009 год», которое проводилось в период с января по февраль
текущего года.
Кадровое агентство «Карьера» провело региональное исследование — «Обзор рынка заработных плат и дополнительных мер стимулирования калужского региона — 2009 год», которое проводилось в период с января по февраль текущего года. В исследовании приняли участие 86 калужских компаний.
итоговом отчете отражена информация, представляющая общие тенденции в области кадровых политик и практик, а также представлены данные по уровню вознаграждения по конкретным должностям. Стоить отметить тот факт, что число участников обзора продолжает расти из года в год, что свидетельствует о возрастающем интересе к аналитическим проектам.
В качестве экспертов исследования выступали сотрудники компаний, владеющие информацией о заработных платах и влияющие на политику компенсаций в своей компании, а также уполномоченные транслировать эту информацию: руководители компаний, служб управления персоналом или специалисты отдела труда и заработных плат, сотрудники финансового подразделения или бухгалтерии.
Выборку составили не только успешные и известные компании, но и компании, занимающие стартовые или среднерыночные позиции. Бюджетные и социальные предприятия в рамках исследования не учитывались. Преобладают среди участников обзора крупные и средние компании. Кроме того, в этом году несколько увеличилось число компаний с иностранным или смешанным капиталом. В части общей сферы деятельности предпочтение отдавалось промышленным предприятиям. Дополнительно к исследованию привлекались предприятия строительной сферы, информационных технологий, нефтегазовой промышленности, товаров народного потребления.
Реанимация рынка
Положительная динамика еще только намечается. Однако большинство кадровых агентств уже увеличили объемы рекрутинга профильных специалистов — от менеджеров до руководителей отделов продаж. К концу 2009 года большинство компаний перестроили свою стратегию бизнеса, что позволило им устоять во время рецессии. Волна массовых сокращений уходит в прошлое. Владельцы предприятий и компаний вновь нанимают менеджеров и маркетологов. Финансовые учреждения вновь готовы принять на работу большое количество специалистов по обслуживанию клиентов. В 2010 году большинство компаний планируют вернуть зарплату своих сотрудников на докризисный уровень, а часть организаций и предприятий — даже увеличить денежное содержание.
Оживление рынка продаж в 2010 году обеспечит рост занятости таких специалистов, как логисты. По оценкам экспертов, пяти вузов, где готовят дипломированных специалистов в этой области, недостаточно для заполнения потребности рынка труда. В связи с этим эксперты предрекают рост зарплат логистов на 20–25%.
Рынок продаж программных продуктов демонстрирует еще большую динамику роста. Поэтому в 2010 году специалисты ИT–сферы будут более востребованными. Однако рост зарплат в этой области вряд ли превысит пятипроцентный барьер, поскольку большинство проектов только начинают «размораживать».
Фармацевтический рынок демонстрировал положительную динамику даже во время глобального спада. Именно поэтому заработная плата специалистов этой отрасли в 2009 году увеличилась на 14% и, по оценкам специалистов, будет расти и в 2010.
Кадровые агентства уже сейчас озабочены поиском персонала для обслуживания покупателей. Сетевые магазины массово нанимают на работу кассиров и продавцов. Эксперты связывают рост занятости таких специалистов с первыми признаками новой волны потребительского бума.
Большинство специалистов и аналитиков отечественного рынка труда прогнозируют увеличение спроса на самых разных специалистов — от менеджера до повара. Наметившийся рост объемов продаж дает основание для оптимистических настроений
в 2010 году.
Большинство работодателей рассчитывают в ближайшие два года сохранить нынешний уровень оплаты труда. Однако эти планы может перечеркнуть необходимость серьезно укреплять кадровый состав компаний.
Смена полярности
В 2009 году на российском рынке труда произошла смена полярности. До глобальной рецессии условия работодателям диктовали соискатели. Все более возраставшие запросы на фоне дефицита высококлассных специалистов заставляли компании изощряться, придумывать различные схемы мотивации и предлагать заманчивые социальные пакеты. Кризис все перевернул с ног на голову — «черной» осенью 2008 на волне оказались работодатели, у которых появилось время неспешно и пристрастно отбирать кандидатов. Компании занялись оптимизацией всех расходов, в том числе и на персонал. Прошли первые увольнения, о подборе сотрудников не было и речи. Все ждали, как будет развиваться ситуация. Одним из главных последствий кризиса стало сокращение роста заработной платы.
С 2006 года зарплаты ежегодно росли минимум на 20%. К концу 2009 года они упали в среднем на 15–20%, вернувшись на уровень 2007 года. Многие компании урезали бонусы и премии. Наиболее уязвимыми оказались заработки тех специалистов, чьи доходы складывались из процентов от реализации товаров или услуг, а также тех, чья работа была связана с кредитованием, инвестированием, ценными бумагами. Понятно, что больше всего от сокращения размеров премий пострадали специалисты, завязанные на плане продаж и, конечно, топ–менеджеры, более 50% дохода которых зачастую составляет именно бонус. С начала кризиса прошло больше года, но большинство организаций продолжает действовать по схеме, взятой на вооружение в конце 2008. Зарплаты, как минимум, не растут, а точечные сокращения стали повседневной реальностью кадровой политики.