Как оживить бизнес
Тревожный симптом — за первую половину прошлого года
численность малых предприятий калужского региона сократилась на 20%.
Предприниматели вынуждены сворачивать свое дело либо уходить в
микробизнес.
Последние опросы калужских предпринимателей показали: самочувствие у малого бизнеса пока крайне неважное. Согласно анкетированию членов Калужской ТПП, в прошлом году 90% респондентов отметили уменьшение объемов производства, дефицит финансовых ресурсов, усиление конкуренции и административной нагрузки. Более половины опрошенных высказались об отсутствии реальной поддержки для ведения бизнеса. Основные проблемы, мешающие развитию малых предприятий: рост тарифов на энергоносители (100%), налоговая нагрузка — 78%, сложности с получением кредита — 73%.
Более оптимистичные результаты опроса привело областное минэкономразвития. 70% респондентов отмечают, что вести бизнес «скорее хорошо, чем плохо»; 20% — «плохо и очень плохо», а 10% воздержались от ответа.
По-прежнему предприниматели не надеются на банки. Только 20% опрошенных руководителей предприятий готовы брать кредиты на развитие своего дела. Порядка 70% рассчитывают только на собственные силы и не намерены связываться с банками из-за дороговизны кредитных ресурсов.
А что же административная поддержка? В этом плане калужские чиновники стараются перейти от слов к конкретным делам. Впервые городские власти Калуги приняли решение финансировать программу поддержки малого бизнеса в полном объеме. В 2010 году из городского бюджета предпринимателям выделят 15 млн рублей. Инновационный путь развития малого бизнеса призван поддержать и Калужский бизнес-инкубатор. На начало года уже создано 1 400 кв. м офисных площадей, где вскоре появится порядка 80 рабочих мест.
В области организован Гарантийный фонд в размере 160 млрд рублей.
Сегодня в каждом муниципальном образовании утверждены программы поддержки малого и среднего бизнеса. Однако большинство из них по-прежнему реально не работают. Не потому что власти не хотят помогать бизнесу, а по банальной причине — отсутствия в муниципальных бюджетах денег.
Конечно, гораздо выгоднее открыть одно крупное предприятие-стратегического инвестора и качать с него налоги в бюджет, чем десятки мелких лавочек, которые нужно еще и проконтролировать. Но европейский опыт упорно говорит об обратном. В той же Германии муниципалитеты намеренно не хотят создавать системообразующие предприятия. Крупный бизнес более сильно подвержен отраслевым кризисам. Поэтому власти активно содействуют созданию именно малых предприятий: кафе, магазинов, сферы обслуживания и услуг. В целях оптимизации своего бизнеса собственники крупных промышленных предприятий сами выводят непрофильные активы в малые фирмы-спутники и активно используют аутсорсинг.
Впрочем, директора калужских малых предприятий полагают, что их развитие в большей степени подстегнет даже не помощь со стороны государства, а именно удешевление банковских кредитов. Ведь половина успеха малых предприятий — это доступность и цена кредитных ресурсов.
Если до 2011 года калужский регион намерен стать самодостаточным, способным обеспечить свою самостоятельность и финансовую независимость, то, естественно, нужно рассчитывать на активное участие всего бизнес-сообщества. И порой не менее важно помочь открыть свой магазин обычному калужскому предпринимателю, чем содействовать налоговыми преференциями любому крупному европейскому инвестору.