Право на защиту
Рынок юридических услуг в Калуге довольно компактен: около двух
десятков фирм и полсотни частных адвокатских кабинетов.
Специалистов–правоведов, работающих в одиночку, значительно больше. Это
объясняется тем, что широкому спектру услуг клиенты предпочитают
качество узкой специализации.
Рынок юридических услуг в Калуге довольно компактен: около двух десятков фирм и полсотни частных адвокатских кабинетов. Специалистов–правоведов, работающих в одиночку, значительно больше. Это объясняется тем, что широкому спектру услуг клиенты предпочитают качество узкой специализации.
Современное законодательство столь стремительно редактируется, что уследить за всеми изменениями и адекватно на них отреагировать отдельно взятому юристу или компактному юридическому подразделению довольно сложно. Поэтому перспективным вариантом развития рынка юридических услуг в областных центрах, подобных Калуге, является создание малых (5-10 квалифицированных специалистов) и средних (10-20 квалифицированных специалистов) юридических фирм. На столичном юридическом рынке уже появились первые полноценные брэнды. Только при таком позиционировании на рынке можно рассчитывать на крупных клиентов и успешно работать. Хотя управленческие и маркетинговые инновации меняют традиционные взгляды на рынок юридических услуг в регионах, нередко позволяя местным фирмам конкурировать со столичными.
Следуя тенденциям преобразований российской экономики и бизнеса, юридические структуры, согласно возрастному цензу, условно разделились на две группы. Первая состоит из представителей старой, советской правовой школы, которые привлекают клиентов благодаря своим былым заслугам, большому опыту и жесткости в принятии решений. Во второй группе доминируют представители нового поколения с более дипломатичным подходом, для которых юридическое образование могло стать и вторым (возможно, не основным), и даже третьим, полученным в рамках образовательных программ в западных странах. Не исключен в подборе юридических кадров и «сплав молодости и опыта».
Еще одним важным фактором развития рынка юридических услуг является освоение интернет-пространства. Многие юридические фирмы убедились, что в современных условиях необходимо иметь собственный сайт в Интернете. Он только подтверждает солидность юридической фирмы, являясь своеобразной визитной карточкой. Хотя, с другой стороны, ждать высокой востребованности юридических услуг через Интернет тоже было бы неверным. Скорее всего, это своего рода PR-акция, помогающая клиенту определиться в море предлагаемых юридических услуг.
Региональные издержки
В последнее десятилетие наблюдается устойчивый рост спроса на юридические услуги в регионах. Однако до сих пор в стране нет ни одной юридической фирмы, у которой были бы представительства в большинстве административно-территориальных образований. И Калуга здесь не исключение. Основные игроки рынка юридических услуг сосредоточены в столице, а на местах открытие офисных представительств идет ни шатко ни валко. Те же компании, которые активно работают в отдельных регионах, наоборот, слабо котируются в Москве и Санкт-Петербурге.
Еще один немаловажный показатель — это то, что рынок юридических услуг слабо структурирован. Конкуренция на нем по-прежнему остается менее острой по сравнению, например, с банковской сферой или фондовым рынком. Это объясняется тем, что пока у нас в стране юридические услуги имеют довольно специфический формат, пересекающийся с другими сопутствующими услугами. Тем не менее, уже сейчас на рынке, в том числе и в общероссийском масштабе, происходит своеобразное разделение труда как между различными компаниями, так и между юристами-одиночками.
По мнению известного российского адвоката Генриха Падвы, рынки крупных городов России вряд ли можно считать сложившимися. По-прежнему чрезвычайно востребованы услуги в области корпоративного и налогового права, земельного и инвестиционного законодательства. Инвесторы, понимая специфику местного законодательства, предпочитают обращаться все-таки в те фирмы, которые уже заработали репутацию в этой сфере права. Конкуренции среди крупных юридических компаний в этих областях практически нет, спрос по-прежнему превышает предложение. Насыщенность рынка можно отметить лишь в отношении типовых, стандартных услуг по оказанию правовой помощи населению, не требующих высокой квалификации юриста. Это вопросы оформления и приватизации жилья, а также семейного права и защиты прав потребителей.
Если возникает потребность в решении корпоративных вопросов (купля-продажа крупных пакетов акций, реорганизация, объединение в холдинговую группу), стоит обращаться исключительно в представительства известных юридических фирм, специализирующихся на слияниях и поглощениях (M&A).
Аутсорсинг для юриста
Юридические фирмы пытаются соответствовать растущему спросу на качественные юридические услуги, причем со стороны как физических, так и юридических лиц. Однако, к сожалению, довольно часто уровень и спектр этих услуг уже не отвечают требованиям нового времени. Например, рядовые юрисконсульты на предприятиях не всегда могут в полной мере отследить все нюансы стремительно меняющегося законодательства. Поэтому руководителям предприятий все чаще приходится обращаться в крупные, юридические фирмы не только за консультациями по отдельным вопросам и спорным ситуациям, но и для регулярного решения проблем и защиты своих интересов.
Предпочтительным вариантом выполнения второстепенных функций в данной ситуации становится аутсорсинг. Услуга позволяет сосредоточить внимание руководящего звена предприятия или организации на основных задачах бизнеса: развитии брэнда, научных разработках, продвижении на рынке и т. п. Остальные же функции передаются специализированным фирмам, с которыми заключаются договоры на оказание постоянных сопроводительных услуг. Такими специализированными фирмами, помимо юридических, могут стать, например, консалтинговые, аудиторские и рекламные. Передав второстепенные функции «на сторону», компания может сосредоточиться на основных видах деятельности, что, несомненно, повышает ее конкурентоспособность.
Поддержка малого и среднего
Отдельно следует отметить позитивные сдвиги в плане юридической поддержки малого и среднего бизнеса, наметившиеся в последнее время. Генрих Падва утверждает, что данные изменения в законодательстве направлены на защиту и улучшение условий ведения бизнеса. Это демонстрирует намерения государства защитить бизнес и обеспечить его развитие. Совершенствуя законодательство, государство дает новые возможности для ведения бизнеса, но за огромным количеством законопроектов, постановлений и поправок не все могут эти возможности увидеть. Большой штат юристов и советников помогает владельцам крупного бизнеса ориентироваться в законодательстве и использовать все возможности, предоставляемые государством. К сожалению, этого нельзя сказать
о владельцах среднего и малого бизнеса. Они нередко страдают от отсутствия квалифицированной юридической
помощи.
Продолжая разговор на эту тему, Генрих Падва констатирует, что бизнес часто подвергается преследованию со стороны как контролирующих органов, так и недобросовестных конкурентов, и владельцу важно своевременно принимать меры защиты. Во многих ситуациях он несет убытки исключительно из-за незнания юридических тонкостей. Всегда нужно помнить, что законные механизмы защиты прав бизнеса есть. Однако юридическое бюро часто сталкивается с тем, что компании сами делают себя уязвимыми, приобретая проблемные активы без проведения серьезной правовой экспертизы. К счастью, сейчас ситуация в этом отношении меняется к лучшему, и все больше компаний, приобретая активы, обращается за проведением правовой экспертизы, в результате которой можно получить полную информацию об объекте сделки, законности возникновения прав, о возможных рисках и способах их минимизации (устранения).