Сохранить нельзя сократить
Казалось бы, о мотивации персонала не стоит и заикаться — в условиях
кризиса многие соискатели готовы принять любое предложение, лишь бы
получить работу. Тем не менее, пускаться в разнос работодателям не
стоит: когда кризисные явления исчерпают себя, ценные кадры окажутся
очень кстати. Выиграет тот, у кого они будут под рукой.
Казалось бы, о мотивации персонала не стоит и заикаться — в условиях кризиса многие соискатели готовы принять любое предложение, лишь бы получить работу. Тем не менее, пускаться в разнос работодателям не стоит: когда кризисные явления исчерпают себя, ценные кадры окажутся очень кстати. Выиграет тот, у кого они будут под рукой.
пециалисты международного кадрового агентства Kelly Services в ходе последнего кандидатского исследования пришли к выводу, что кризис серьезно изменил настроения и возрастные характеристики основного состава соискателей. Увеличилось число кандидатов в возрасте 18-25 лет, только начавших свой профессиональный рост. В 2007 году, например, доля таких респондентов была на 10% ниже, что напрямую указывает на увеличение сокращений именно молодых специалистов.
В связи с кризисом стало меньше тех, кто недоволен своим уровнем дохода и «серой» зарплатой. Среди наиболее распространенных причин увольнения резко вырос показатель «другое», в который входят сокращения — 6%, 4% утверждают, что уволились по причине переезда офиса.
Зарплатный аппетит
В связи с кризисом изменилась и мотивация сотрудников. Прежде всего, их стало меньше интересовать продвижение по службе, а вот роль размера заработной платы заметно возросла.
В то же время специалистам по-прежнему важно содержание работы: новый опыт, возможность решать интересные и сложные задачи, карьерный рост. Однако деньги все же являются наиболее мотивирующим фактором, хотя по сравнению с 2006 годом их влияние заметно снизилось. Практически на уровень двухлетней давности вернулась значимость репутации компании, то есть доверия к работодателю.
Кроме того, если раньше сотрудников мотивировало повышение вознаграждения минимум на 30-40%, а то и на все 100%, то сейчас они снизили свои ожидания и готовы довольствоваться 10-30%.
Антикризисное управление
Центр аналитических исследований кадровой компании АНКОР изучил текущую ситуацию на рынке труда калужского региона, опросив 11 иностранных и российских компаний различных секторов бизнеса, 73% из которых работают в сфере производства и продаж товаров FMCG/ DCG и B2B. Кроме того, 9% компаний, принявших участие в опросе, заняты в нефтегазовом и энергетическом секторе, 9% — на логистическом рынке, 9% — в сфере информационных технологий, разработки программного обеспечения и телекоммуникаций.
Согласно результатам исследования «Практика управления персоналом в условиях кризиса», проведенного в феврале 2009 года, 64% руководителей опрошенных калужских компаний пока не приняли планы по изменению заработной платы в текущем году, и только 36% собираются ее изменить. Причем 27% планируют ее повысить, а 9% — уменьшить, 36% изменили ранее планируемый коэффициент индексации.
За период с октября 2008-го по февраль 2009 года 45% руководителей-респондентов отменили все льготы или их часть. Наиболее часто компании отказываются от проведения корпоративных развлекательных мероприятий, программ обучения и развития, расходов на мобильную связь. За этот же период 45% опрошенных компаний сократили численность персонала. В 2009 году сокращения планируют 18% участников опроса, а 45% еще не приняли столь непопулярное решение. Основные критерии, которыми компании, как правило, руководствуются при сокращении персонала, — это индивидуальные показатели работы сотрудника, мнение функциональных руководителей, запланированная «квота» на увольнение части сотрудников каждого отдела.
— Сейчас самое время пересмотреть эффективность человеческих ресурсов, — считает коммерческий директор Kelly Services Наталья Долженкова. — Однако важно помнить, что это не последний кризис и что человеческий ресурс — это в первую очередь живые люди. Поэтому и относиться к ним нужно в соответствии с законодательством и по-человечески, хотя бы предоставив свободу выбора: сокращение рабочего графика или административный отпуск.
— В условиях финансового кризиса роль руководителя-лидера — идейного вдохновителя коллектива — выросла в разы. Важно четко объяснить подчиненным правила игры и то, как результат их работы может повлиять на будущее компании и, как следствие, на их собственное благосостояние, — резюмировал руководитель калужского отделения международного кадрового агентства Kelly Services Александр Лунев.