Путевой технопарк
В Калуге в скором времени может появиться новый
транспортный кластер — Центр путевого машиностроения. Технопарк будет
создаваться на основе объединения профильных компаний для оптимизации
использования ресурсов инновационного развития. В нем четко
определяется место малого предприятия — ЗАО «КПМ–Сервис».
ЗАО «КПМ-Сервис» более десяти лет специализируется в области путевого машиностроения, являясь экспортно-ориентированным поставщиком продукции для организаций, обслуживающих железные дороги. Объемы производства предприятия с каждым годом растут, и возможности для его дальнейшего развития не ограничены. Среди основных направлений деятельности — модернизация и ремонт практически всей номенклатуры путевой техники, применяемой на российских железных дорогах.
Потенциал роста
— Финансовый кризис — удобное время для расширения экспорта, завоевания новых рынков. Правда, существуют сложности с поставками на железные дороги стран Евросоюза, а вот вторичный рынок ЕЭС — вполне реальная цель, — считает председатель совета директоров ЗАО «КПМ-Сервис» Алексей ЖЕЛУДКЕВИЧ. — В этом году, например, мы планируем изготовить несколько современных машин с гидростатическим приводом. Другим перспективным направлением развития нашего предприятия может стать участие в строительстве, капитальном ремонте и обслуживании железнодорожных путей. Для этого у нас производится практически все необходимое оборудование.
В Калуге существует несколько десятков малых предприятий, занимающихся путевой техникой. Их количество будет расти. Число работников, занятых на этих МП, уже сопоставимо со штатом крупного предприятия. Сервис, устранение неисправностей, гарантийное и послегарантийное обслуживание, организация ремонта, комплектация, запасные части, обучение персонала, — все под силу малому бизнесу. Причем он сможет это сделать качественнее и эффективнее, чем крупное предприятие. Однако на рынке нужна здоровая конкурентная среда. Еще одним элементом оптимизации производства и повышения конкурентоспособности малого бизнеса может стать аутсорсинг.
— Занятость и налоги — это не самоцель бизнеса, а в некотором роде побочное явление предпринимательства, — говорит Алексей Желудкевич. — Если бизнес успешен, то он развивается. Решаются вопросы занятости и увеличения налогов. Поэтому необходимо создать условия для развития малого бизнеса. Мы и раньше предлагали оптимизировать работу малых предприятий, занятых в сфере путевого машиностроения. Самостоятельно делали шаги в этом направлении. Нам удалось собрать «под одной крышей» несколько профильных предприятий.
Сегодня настало время системного подхода в поддержке малого бизнеса. Хотелось бы узнать мнение правительства Калужской области о создании в регионе технопарка путевого машиностроения. Предоставить возможность высказать свою точку зрения депутату Госдумы РФ, талантливому организатору и опытному производственнику Вячеславу Дубровину. Одним из важных начинаний депутата является предложение по созданию при КФ МГТУ им. Баумана специализации по путевым машинам. Оно поддержано «КПМ-Сервис». Сегодня проводится организационная работа по открытию этой специализации на кафедре подъемно-транспортных машин.
Основная проблема путевого машиностроения и всей нашей промышленности связана с трудностью, а, практически, с невозможностью обеспечения необходимого технологического уровня изготавливаемой путевой техники. Обычной является ситуация, когда машины, собранные по одним и тем же чертежам в Европе и России, отличаются не только внешне, но в большей степени — по своим эксплуатационным показателям. Серьезные проблемы возникают с подбором отечественных аналогов импортных комплектующих, а, принимая во внимание, что диагнозом для нашей экономики является сокращение импорта, эти проблемы могут стать решающими. Износ основных фондов нашей промышленности в целом и путевого машиностроения в частности составляет более 70%. На деятельности предприятий отрицательно сказываются сложность и высокая стоимость сертификационной
работы, необходимой для улучшения конкурентоспособности и качества выпускаемой продукции.
Кластерный подход
— Когда на одном заводе пытаются делать все, до последнего болта, — это ошибочный путь, — считает Алексей Желудкевич. — В результате российская путевая техника получается дорогой, а устаревшие технологии делают ее неконкурентоспособной. Полноценный кластер занимается технологической сборкой комплектующих от поставщиков разного уровня. Поэтому и будущее отрасли путевого машиностроения за кластерным подходом.
Стратегия развития железнодорожного транспорта РФ до 2030 года ставит масштабные задачи перед транспортным машиностроением. Предлагается инновационный путь развития отрасли. Для этого требуется разработка федеральной целевой программы по развитию отечественной путевой техники. ОАО «РЖД» способно решить эту задачу, например, посредством закупки необходимой техники за рубежом. Стандартный вариант — выбрать подходящую модель в Европе и собирать ее у себя по лицензии, из импортных комплектующих. Но для калужского региона это сейчас неприемлемо.
Идея создания на базе одного из заводов Калужской области технопарка была впервые озвучена на сентябрьской международной выставке «Транспортная инфраструктура и путевые машины-2008», на выездном заседании комитета Госдумы РФ по транспорту. Технопарк позволит сконцентрировать выделяемые государством средства и осуществлять контроль за их эффективным использованием. В итоге в выигрыше окажутся и калужский регион, и отрасль в целом. А малые предприятия, подобные «КПМ-Сервис», смогут более динамично развиваться.
По мнению Алексея Желудкевича, Центр путевого машиностроения сможет решать целый ряд задач. Конструкторско-технологические разработки позволят создавать опытные образцы путевой техники с последующим внедрением их в производство. Появится возможность практической реализации технологических инноваций, а также разработки инновационных систем и агрегатов для путевых машин. В том числе — гидравлических передач и гидростатических приводов, подбивочных блоков (унифицированных для различных типов путевых машин), тележек и колесных пар, систем контроля выправки пути и управления рабочими процессами путевых машин. Кроме того, будет решена системная проблема транспортного машиностроения. Ликвидируется дисбаланс между потребностью отечественного железнодорожного транспорта в современном высокопроизводительном подвижном составе и производственными возможностями предприятий, техническим уровнем выпускаемой продукции.
Необходимо под эгидой Калужской ТПП собрать всех заинтересованных участников регионального рынка путевого машиностроения, представителей областного правительства, малого бизнеса соседних регионов, чтобы определить цели и задачи по выработке общей стратегии и созданию в Калуге Центра путевого машиностроения.
Алексей ЖЕЛУДКЕВИЧ: Занятость и налоги — это не самоцель бизнеса, а в некотором роде побочное явление предпринимательства. Если бизнес успешен, то он развивается. |