Арифметика экономики

Мировой финансовый кризис напрямую отразился на региональной экономике. Однако по макропоказателям проблемы пока не столь очевидны. Влияние кризиса больше сказалось на уровне микроэкономики: сложности с получением кредитов, сокращение издержек и проектов.
11:53 25.12.2008
0 3077

Мировой финансовый кризис напрямую отразился на региональной экономике. Однако по макропоказателям проблемы пока не столь очевидны. Влияние кризиса больше сказалось на уровне микроэкономики: сложности с получением кредитов, сокращение издержек и проектов.

Октябрьская статистика показала наличие спада в ряде отраслей экономики региона, в основном, в пищевой промышленности, производстве строительных материалов, металлоконструкций, электрооборудования. Это те отрасли, которые допустили снижение объемов выпускаемой продукции в октябре, по отношению к аналогичному периоду прошлого года на 10-20% в сопоставимых ценах. Тем не менее, суммарный объем промышленного производства в регионе увеличился,  отметил министр экономического развития Калужской области Максим ШЕРЕЙКИН.

— Каковы предварительные экономические итоги уходящего года?
— По итогам девяти месяцев 2008 года темпы роста составляли 137,4%, а по итогам десяти месяцев —137,8%. То есть на 0,4% динамика все же ускорилась. В основном это произошло за счет отраслей автомобилестроения.
Прогноз социально-экономического развития, который закладывался в бюджет, не пересматривался и пересматриваться не будет.
Сейчас калужский регион развивается опережающими темпами относительно прогнозных значений. По итогам 2008 года планируется достаточно внушительная цифра роста промышленного производства — не менее 130%. Наверное, до завершения этого периода вряд ли произойдут какие-то существенные изменения по инфляции и реальным доходам населения. Кризис будет проявляться, в первую очередь, в сокращении инвестиционных программ, хотя все крупнейшие инвесторы, с которыми заключены соглашения, подтвердили свои намерения по реализации существующих проектов. Кроме того, до конца года планируется подписание еще ряда соглашений с серьезными инвесторами. В регион по-прежнему привлекаются новые инвестиции, которые компенсируют спад в деятельности отдельных предприятий. Задача номер один — создать дополнительные привлекательные условия, обозначить преференции, которые позволят удерживать существующих инвесторов и привлечь новых.

— Каким образом, в условиях кризиса, регион планирует восполнить дефицит налоговых поступлений в областной бюджет?
— Первый и основной вариант — это инвестиции. В следующем году у нас запускается целый ряд новых производств. Завод «Фольксваген Рус» переходит от крупноузловой на так называемую SKD-сборку, которая включает штамповку, сварку, покраску и т. д. В январе будет запущен завод «Вольво-Трак». Позднее — второй цех «Самсунг Калуга Рус». Часть сопутствующих предприятий предполагается разместить на территории области. Так, на площади технопарка «Грабцево», занимающего примерно 130 га, будет локализовано производство компонентов для автомобилестроения. Именно инвестиционные проекты, которые находятся у нас «в заделе», и обеспечивают региону общую положительную динамику. Например, один только завод «Фольксваген» занимает 17,5% общего промышленного производства.
Второй, не менее важный момент, связан с поэтапными переговорами с инвесторами. Здесь речь идет о налоговой локализации, то есть проведении переговоров с холдинговыми объединениями, предприятиями, с целью изменения их внутрикорпоративной структуры. Необходимо, чтобы, в соответствии с действующим законодательством, большая часть налогов оставалась все-таки в бюджете региона. Если, например, сбытовое или импортирующее подразделение находится в Москве, а основное производство в Калуге, то почему налоги должны оставаться в столице? Этот вопрос уже решен с компанией «САБ Миллер Рус», которая объединила «Калужскую пивоваренную компанию» и московскую компанию «Трансмарк». В результате значительная часть налогов на прибыль перераспределилась в региональный бюджет. Аналогичные принципиальные договоренности достигнуты с компанией «Фольксваген Рус», французской фирмой L'Oreal. Ведутся переговоры и с другими крупными инвесторами. Таким образом планируется восполнить дефицит бюджета, который в будущем году должен составить всего 4%.

— Насколько Калуга уже продвинулась в вопросе формирования автомобильного кластера?
— Если взять в качестве точки отсчета 2006 год, то продвижение в формировании кластера — огромно. Один только калужский «Фольксваген» выпустил уже в общей сложности 50 тысяч автомобилей. Но само по себе формирование кластера подразумевает несколько этапов. Сейчас мы находимся на первом — это локализация крупных автосборочных предприятий. Работа с немецким концерном позади, подготовлена площадка для начала строительства «Пежо-Ситроен Рус». Суммарная проектная мощность этих предприятиях должна составить более 250 тысяч автомобилей в год. Следующий этап — локализация поставщиков автокомпонентов. Здесь также есть определенные успехи. Подписаны соглашения с всемирно известными производителями автокомпонентов — компаниями «Магна» и «Гестамп». Сейчас для поставщиков определены две площадки: одна уже практически подготовлена в технопарке «Грабцево», другая будет создана в технопарке «Росва» с выходом завода «Пежо-Ситроен Рус» на проектный уровень мощности. По нашим оценкам, стадия заполнения индустриальных парков соответствующими производствами займет приблизительно три-четыре года.
Но формирование автокластера — это не только локализация производства, но и создание соответствующей социальной, образовательной инфраструктуры, формирование научно-производственного потенциала в регионе. Это подразумевает подготовку кадров на базе существующей системы профтехобразования, средних специальных и высших учебных заведений, а также привлечение в регион компаний, занимающихся научно-исследовательскими разработками в области автомобилестроения. Именно так поступают наши европейские конкуренты, размещая в технопарках не только основное и вспомогательное производства, но и научно-исследовательские учреждения, опытно-конструкторские лаборатории. Пока для нас — это задача-максимум.

— Как происходит привлечение дополнительных трудовых ресурсов на новые автопредприятия и вспомогательные производства?
— В отношении кадровой политики многое определяется повышенным спросом на квалифицированный рабоче-технический персонал. Сейчас на наших автозаводах созданы качественно новые условия труда: чистота в цехах, четкий режим производства, устойчивый социальный пакет. То, что было раньше на российских заводах, постепенно вытесняется этими принципиально новыми условиями. Кроме того, ряд местных предприятий будет избавляться от того «кадрового жирка», который почти повсеместно присутствует. Это, в первую очередь, коснется административно-технического персонала, в последнюю — рабочих. Отчасти такой подход позволит восполнить существующий ныне дефицит на рынке труда. В качестве же долгосрочной стратегии рассматривается подготовка и переобучение местных кадров, востребованность в которых в ближайшие год-два составит порядка 30 тысяч. С этой целью миграционная квота в нынешнем году была увеличена с 7 до 19 тысяч, в следующем — до 28 тысяч человек.
Вместе с тем, на проблему кадровых ресурсов можно посмотреть и с другой стороны. Уровень производительности труда в Калужской области примерно в два раза ниже, чем в среднем по России, в шесть раз — чем в Европе и в восемь раз — чем в Москве. Значит, одно рабочее место у нас генерирует гораздо меньше доходов, чем в среднем по стране. А это, в свою очередь, снижает объем валового регионального продукта: налоговые отчисления в бюджет, прибыль предприятий и доходы работников. Следовательно, существующие рабочие места необходимо инвестировать. Для успешной конкурентной борьбы от предприятий потребуется выполнение инвестиционной политики, связанной с модернизацией имеющиеся рабочих мест и технологий. Сегодня в минэкономразвития четко понимают, сколько в регионе стоит одно рабочее место. Поэтому на первом этапе нам необходимо порядка 500 млрд рублей для того, чтобы создать высокопроизводительные рабочие места.

— Как минэкономразвития строит свою политику в отношении малого и среднего бизнеса?
— Согласно выборочному опросу, проведенному региональным министерством экономического развития, 45% малых предприятий вообще никогда не занимались вопросами получения кредитных ресурсов. В ситуации, когда производитель не работает с заемным капиталом, единственным негативным влиянием для него может стать отсутствие кредитов у потребителей и, соответственно, меньшая отдача средств с их стороны. Поэтому малый и средний бизнес глобально кризис пока не ощутил. Основные сложности могут возникнуть позднее, если не будет инвестироваться собственное развитие.
В настоящее время в регионе действует областная целевая программа поддержки малого предпринимательства, которая имеет несколько направлений. Акцент в этом году сделан на бизнес-инкубаторы, позволяющие развивать инновационные структуры. Разумеется, мы не забываем и о субсидиях наиболее важных, развивающих элементов бизнеса. Приоритет следующего года — это гарантийный фонд, позволяющий выдавать поручительства в следующей пропорции: 50% — предприниматели, 50% — региональные власти. В этом году в фонд вкладывается 30 млн рублей областных средств, в следующем — 30 млн федеральных средств. У нас есть договоренность с рядом банков, которые будут принимать мультипликативный коэффициент к указанному объему. То есть 60 млн рублей в нашем фонде отнюдь не означают именно такой же объем поручительства. Например, согласно договоренности с региональным банком «Элита», которым владеет правительство области, максимальный коэффициент — 5. То есть один рубль нашего поручительства будет гарантировать пять рублей банковского кредита. Таким образом поддержку малого предпринимательства можно вывести на принципиально новый уровень.
Еще один перспективный этап — создание сети технопарков для малых предприятий. Понятно, что любое малое предприятие само по себе не возникает «с нуля». Ему нужно арендовать помещение, определить круг партнеров, которым можно отдать на аутсорсинг ряд направлений, чтобы активно развивать профильный бизнес. Приоритеты в поддержке малого бизнеса будут отданы инновационной сфере, для развития которой необходимо венчурное финансирование. Ведь банки привыкли работать с унифицированными, массовыми продуктами и, исходя из мировой практики, в меньшей степени ориентированы на кредитование инновационных идей. В конечном счете банкам нужна прозрачная схема организации деятельности предприятия для определения степени риска кредитования. Выход в этой ситуации — во вхождении инновационного предприятия в состав крупного венчурного фонда, который диверсифицирует свои риски между инновационными структурами, коих может быть и сотни, и тысячи. Но в любом случае мы гарантируем поддержку такого рода предприятиям, ибо в них будущее нашей экономики.

— В каком направлении планируется экономическое развитие региона в ближайшие три года с учетом объема предполагаемых инвестиций?
— По итогам этого года мы выйдем на уровень приблизительно 50 млрд рублей инвестиций. В номинале — это удвоение, в физическом объеме — в полтора-два раза больше, чем в прошлом году. Простейший арифметический расчет говорит о том, что для удвоения региональной экономики за счет создания полноценных рабочих мест необходимо десять лет. Однако в деле привлечения инвестиций регион идет по нарастающей, так как хорошо понимает тактику и стратегию привлечения инвесторов: создание индустриальных парков, сопровождение инвестиционных проектов, формирование системы налоговых льгот и преференций.
Самое важное, что несмотря на кризисную ситуацию, инвесторы не потеряли свой интерес к Калужской области. Во-первых, потому что наш фундаментальный рынок подразумевает достаточное для создания крупного бизнеса пространство, но одновременно — недостаточно развитое производство. Во-вторых, кризис — это то самое время, когда все можно относительно дешево строить: падает стоимость строительных материалов, подрядных работ. Процесс же создания новых предприятий происходит именно в те сроки — год-два, которые позволяют надеяться, что кризис пройдет и экономическая ситуация в стране нормализуется.

Автор: Михаил НЕВИЖИН.
Лента настроения
0 оценили
Какое впечатление произвела на вас эта новость? Поделитесь с нами
Обсудить новость
Партнёрские новости
Всего: 0 комментариев
Чтобы оставлять комментарии Авторизуйтесь
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