Кадры для машин
С нашествием мировых автоконцернов специалисты автомобилестроения будут цениться на вес золота. Пик конкуренции на кадровом рынке наступит через год–два.
С нашествием мировых автоконцернов специалисты автомобилестроения будут цениться на вес золота. Пик конкуренции на кадровом рынке наступит через год–два.
Эксперты подсчитали, что в ближайшее время только трем автомобильным концернам под Калугой потребуется свыше 9 тысяч специалистов: «Фольксваген Рус» — 3 500 человек, плюс 1 500 для поставщиков автокомпонентов, «Пежо-Ситроен Рус и Мицубиси» — 3 000 и «Вольво Трак
Калуга» — 1 500. Иностранные концерны, пришедшие в Калугу, оптимистично заявляли, что рассчитывают исключительно на местную рабочую силу. Однако уже сегодня немецкий Volkswagen столкнулся с реальной проблемой дефицита квалифицированных кадров. Объявлениями о подборе персонала пестрят калужские газеты и даже общественный транспорт. Закономерен вопрос, на что рассчитывают другие автопроизводители и сможет ли маленькая Калуга обеcпечить потребности автопрома в кадровых ресурсах?
Думаю, стоит обратиться за опытом в Санкт-Петербург, где создается еще один российский автомобильный центр. Ford первым среди иностранцев построил автомобильный завод в России. Глава производственного департамента Ford of Europa Джим Тетро на автомобильном конгрессе в мае этого года честно предупредил конкурентов. Российские дороги и человеческий фактор — самое большое его разочарование. Из-за плохого дорожного покрытия трасс в Ленобласти новенькие «Форды» часто ломаются при перевозке. Что же до второй российской проблемы, то она приносит автопроизводителям прямые финансовые убытки. Концерн чувствует на себе все прелести ежегодного роста средней заработной платы россиян. Только в прошлом году она поднялась на 20%. В начале этого года компании пришлось пойти на уступки профсоюзу и увеличить зарплату персоналу на 16-21%, улучшить соцпакет. Остановка конвейера из-за забастовок принесла многомиллионные убытки и запомнилась надолго. Сегодня «фордовцы» получают больше, чем по авторынку, — в среднем 25,5 тысячи рублей. С приходом новых автогигантов появилась и другая проблема — текучка кадров. Люди переходят с Ford на Toyota, а с Toyota на Nissan. По сути дела, Ford, как пионер автопрома, превратился в главного поставщика кадров. Перебежчики заполонили рынок труда и с нескрываемым удовольствием рассматривают предложения о смене работы. По слухам, автоконцерны заключили между собой «пакт о непереманивании специалистов». Однако «рыба ищет, где глубже, а человек — где лучше».
Вполне возможно, что аналогичный сценарий ожидает и Калугу, где в скором времени начнется нешуточная конкуренция за рабочие руки. Особенно несладко придется местной промышленности, уже ощутившей на себе все прелести автомобильной экспансии в регион.
Активное позиционирование компании как добросовестного работодателя, который предоставляет социальные гарантии, стабильность, возможность обучения, карьерный и профессиональный рост, конкурентоспособные заработные платы — все эти факторы помогут привлечению и удержанию лучших кадров. В конечном счете, это касается всех игроков рынка, будь то иностранный инвестор или местное предприятие. Еще один вариант решения проблемы — привлечение рабочих из соседних регионов.
По оценке экспертов кадрового рынка, средняя заработная плата сотрудников автомобильной отрасли к 2010 году составит 35 тысяч рублей. Пока же ни один из бизнес-планов автоконцернов на такую планку не рассчитан. Завышенная зарплата в конечном счете напрямую отражается на себестоимости автомобиля. Чем она выше, тем менее конкурентна конечная цена иномарки российской сборки. А иностранцы умеют считать деньги. Что скрывать, они пришли в Россию зарабатывать, пока стагнирует европейский авторынок.