Стоп–конвейер
Забастовочная болезнь российских рабочих иностранных автомобильных
концернов докатилась и до Калуги. Реальная причина остановки конвейера,
как и во Всеволожске, — недовольство низким уровнем заработной платы.
Забастовочная болезнь российских рабочих иностранных автомобильных концернов докатилась и до Калуги. Реальная причина остановки конвейера, как и во Всеволожске, — недовольство низким уровнем заработной платы.
Так, в середине июня порядка 50 работников цеха сборки калужского завода «Фольксваген Груп Рус» отказались выполнять работу в связи с угрозой жизни и здоровью, воспользовавшись возможностью самозащиты, предусмотренной ст. 379 ТК РФ. С начала летней жары температура в цехе часто превышала плюс 30 градусов, что было выше предельно допустимых нормативов и требований охраны труда и техники безопасности. Поэтому работники цеха под руководством профсоюза МПРА выдвинули требования устранить нарушения, уведомив работодателя об отказе от работы, прекратили сборку автомобилей до устранения нарушений.
Организованная акция работников привела руководство цеха в замешательство, тем более что отказ от работы осуществлялся на основании закона, организованно и поэтому не давал повода для дисциплинарных мер со стороны работодателя.
Отказ от работы, повлекший остановку конвейера, привел к сокращению объема выпуска продукции с плановых 20 до 8-9 автомобилей в смену. В результате переговоров между руководителями предприятия, продолжавшихся практически до конца смены, работники добились пятиминутных перерывов для отдыха каждый час, когда температура в цехе будет превышать предельно допустимые +28.
Недовольство работников завода, вылившееся в отказ от работы из-за опасных условий труда (а не в незаконную забастовку, как это пытались представить некоторые руководители предприятия), возникло не вдруг и связано не только с неудовлетворительными условиями работы на некоторых участках. Работников завода не устраивает прежде всего резко снизившийся уровень заработной платы.
По словам одного из сотрудников завода, рабочие подняли кипеж, потому что всех поголовно лишили
половины премии за май по результатам работы. Рабочие начали протестовать и, как следствие, придираться ко всему. Платили бы деньги, и никто бы не смотрел на температуру, это всего лишь повод. А проблему с температурой решили довольно просто — убрали из цеха датчики температуры, и теперь она не отображается на табло.
Действительно, в результате недавно прошедшего аудита, усмотревшего проблемы с соответствием калужского завода европейским стандартам компании, всем рабочим «Фольксвагена» не была выплачена премия, составляющая по условиям трудового договора до 30% заработной платы и выплачиваемая по усмотрению работодателя. Работники, привыкшие слышать от руководства похвалы за качество своей работы, да и сами считающие, что качество их продукции не уступает европейскому (чему свидетельство — двухмесячная очередь на производимые «Шкоды» и «Фольксвагены»), были в недоумении. В результате, получив на руки жалкие несколько тысяч рублей за месяц работы, даже самые терпеливые рабочие потеряли мотивацию к ударному труду и стали склоняться к работе по принципу: «как платят, так и работаем», а некоторые горячие головы начали призывать к забастовке.
Образованная в 2008 году первичная профсоюзная организация работников ООО «Фольксваген Груп Рус» МПРА, объединяющая на сегодняшний день около 250 рабочих, объяснила доведенным до отчаяния людям, что «дикая» забастовка, проведенная с нарушением процедуры ТК, даст работодателю возможность уволить недовольных, а проблема не будет решена.
По словам представителей завода «Фольксваген», накал эмоций уже спал. Планируется, что с 1 июля пройдет очередная индексация зарплаты с учетом инфляции, экономической ситуации в целом и ситуации на рынке труда. Руководство завода внимательно выслушало сотрудников и постарается сделать все, что можно, чтобы снова успешно работать вместе. Причем из-за снижения продаж на автомобильном рынке, «Фольксваген» не намерен сокращать персонал, а зарплата будет выплачиваться вовремя.
Однако во время кризиса и роста безработицы вполне возможно уволить недовольных и набрать новый, более лояльный персонал. Вот только сумеют ли они соответствовать высоким требованиям качества немецких автомобилей за зарплату, которую могут в любой момент урезать?