Кадровый голод
За последние полгода ситуация на кадровом рынке радикально изменилась.
Вакансий стало почти наполовину меньше, а список кандидатов увеличился
в разы. Однако количество высококлассных специалистов практически не
выросло. И при выборе работодатель по–прежнему отдает предпочтение
работающему, а не сокращенному персоналу.
За последние полгода ситуация на кадровом рынке радикально изменилась. Вакансий стало почти наполовину меньше, а список кандидатов увеличился в разы. Однако количество высококлассных специалистов практически не выросло. И при выборе работодатель по–прежнему отдает предпочтение работающему, а не сокращенному персоналу.
ачество кандидатов на рынке стало хуже. Это показало последнее исследование, проведенное в январе-феврале консультантами международной кадровой компании Kelly Services в 14 российских городах, в том числе — Калуге. Его итоги представили на круглом столе с участием руководителей кадровых подразделений ведущих иностранных компаний, организованном калужским офисом Kelly Services.
Исследователи попросили консультантов оценить кандидатов, выходящих на рынок, по пятибалльной системе, учитывая уровень образования и опыт работы по специальности. Было опрошено более 5 тысяч потенциальных работников финансового сектора, фармацевтической отрасли, сферы FMCG и ИТ, автомобильной промышленности и инжиниринга. По мнению экспертов, число узкопрофильных кандидатов, которых до кризиса на рынке было мало, не увеличилось.
Больше всего качественных соискателей сейчас в инженерно-промышленном секторе, где из-за отсутствия весомых инвестиций прошли массовые увольнения. Немало профессиональных кандидатов остается в финансовом секторе, которого сокращения коснулись в первую очередь. Меньше всего «высоких спецов» — в сфере информационных технологий, где, несмотря на урезание инвестиций на внедрение информационных систем, support остался необходим. Меньше всего откровенно плохих кандидатов — в фарминдустрии, которую кризис практически не коснулся. Малочисленность плохого персонала в FMCG можно объяснить тем, что здесь сокращения только начинаются.
Так, в автомобильном секторе среди основных причин поиска работы 28% кандидатов назвали сокращения, 21% — неоплачиваемый отпуск,
15% — снижение доходов в связи с изменением графика работы (перевод на сокращенную неделю), 15% — сокращение компенсационного пакета, 14% — отсутствие карьерного роста, 6% — смену места жительства, 1% — переезд компании.
По мнению коммерческого директора Kelly Services Натальи Долженковой, на кадровом рынке, например в ритейле, много персонала низкого качества. Там традиционно преобладают работники начального уровня, которые считают, что всегда могут прийти в ритейл без опыта или, перечеркнув прежний опыт. А работодатели в настоящее время нередко просят рекрутеров подбирать специалистов методом прямого поиска среди работающих специалистов.
— Если раньше мы рассчитывали полностью укомплектовать предприятие постоянным персоналом, то сейчас планируем привлекать 30% временного персонала. По такой модели в условиях кризиса работают многие европейские компании, — отметил директор по персоналу ЗАО «МАГНА Технопласт Калуга» Валерий Антипов. — Ситуация стала несколько лучше в количестве соискателей.
Пример калужского «Фольксвагена» говорит о том, что в первые два месяца уходит около 10% персонала, а в течение полугода меняется до 80%. Российские специалисты пока не готовы работать в интенсивном режиме западных компаний. Однако ситуация постепенно стабилизируется: из-за кризиса текучесть кадров резко снизилась. Люди поняли, что, уволившись, они не смогут найти достойную и, главное, стабильную работу.
— С весны 2008 года мы активно занимаемся подбором кадров, — говорит директор по персоналу завода Volvo в Калуге Ксения Шманкевич. — Сейчас у нас работают 150 сотрудников с хорошим профессиональным опытом, многие со знанием иностранного языка. Ежедневно к нам обращаются до 80 соискателей, но выбрать специалистов, которые полностью соответствуют нашим требованиям, не просто, так как пока еще в Калуге ощущается нехватка сильных кандидатов в области автомобилестроения.
У соискателей, приходящих в иностранные компании, существует достаточно завышенная и иллюзорная самооценка. «Безусловно, в Калуге много талантливых и компетентных специалистов — молодых людей, имеющих определенный опыт работы, — резюмировал директор по персоналу Peugeot Citroen Mitsubishi Александр Галинский. — Но очень сложно найти настоящих профессионалов с хорошим знанием английского или французского языка. Качество кандидатов в этом плане пока оставляет желать лучшего. Поэтому, если есть желание работать в иностранной компании, нужно обязательно заниматься изучением иностранных языков».
Зарплатный фиксатор
Наталья Зуева, заместитель директора кадрового агентства «Карьера»
В феврале 2009 года кадровое агентство «Карьера» провело традиционное исследование «Заработные платы и дополнительные меры стимулирования на предприятиях калужского региона в 2008 году». В этом году в нем приняли участие 89 компаний-респондентов.
Среднемесячный денежный доход в Калужской области на душу населения за 2008 год составил
12 159,4 рублей, в том числе в декабре — 19 134,5 рублей. В январе текущего года — 19 379 рублей, в феврале — 15 097 рублей. Наиболее высокие темпы роста заработной платы в 2008 году, по сравнению с уровнем 2007 года, наблюдались в образовании (131%) и сельском хозяйстве (138%). Более низкие темпы роста заработной платы отмечаются по таким видам экономической деятельности, как строительство (121%) и финансы (112%).
По предварительной оценке, средняя заработная плата в 2008 году составила 13,8 тысячи рублей, а ее реальная величина увеличилась к уровню 2007 года на 10,7%. По размеру средней заработной платы регион стабильно занимает лидирующие позиции среди близлежащих Брянской, Орловской, Смоленской и Тульской областей. При этом уровень заработной платы по Калужской области составляет 80% от среднероссийского показателя и 67% от среднестатистического показателя по ЦФО.
Положение предприятий в 2009 году осложняется спадом производства и сокращением внутреннего спроса на продукцию и услуги практически во всех отраслях экономики. Главный удар по социально-экономическому статусу России будет нанесен в 2009 году не безработицей, а другими факторами, связанными с материальным положением населения. И прежде всего со снижением реальных доходов работающей категории граждан.
Результаты исследования свидетельствуют, что 63% компаний изменили уровень и структуру зарплаты, при этом 19% — понизили, а 44% — увеличили размеры выплат. 32% участников рынка планируют изменить заработную плату сотрудников в 2009 году, из них 33% собираются ее повысить, и только 16% — понизить, а 5% не определились с окончательным вариантом.
Сегодня рынок труда больше нельзя назвать «рынком кандидата». С одной стороны, наступило торжество работодателя: он снова может выбирать. Но, с другой стороны, уже в конце февраля 2009 года наметился повод для снижения ажиотажа, связанного с трудоустройством. Цифры говорят о том, что кризис привел скорее к снижению темпов роста заработной платы, чем к его остановке. Кроме того, поспешные валовые увольнения последнего квартала 2008 года далеко не всегда были экономически обоснованы. Поэтому в конце марта количество вакансий на рынке труда стало постепенно возрастать.