Розничная экспансия
Несколько лет назад открытие торговых центровв городах с населением
менее миллиона человек розничные операторы расценивали как эксперимент.
Сегодня же основные силы направлены на захват лучших мест в скромных
региональных городах.
Наряду с городами-миллионниками торговые сети начали осваивать города с населением 300-700 тысяч человек, где, как показывает практика, вполне можно рассчитывать на неплохую прибыль. Изменения в региональную стратегию вносят и девелоперы. Чтобы обеспечить ритейлеров качественными торговыми площадями, они начинают строительство современных торговых центров в городах подобных Калуге.
Для розничных операторов расширение географии присутствия неизбежный шаг. По мере насыщения рынка условия работы в городах-миллионниках будут становиться все менее комфортными. Из-за большого числа претендентов затруднен и выбор хороших площадей. Кроме того, в некоторых городах, по прогнозам аналитиков, могут проявиться последствия «перегрева» рынка.
Это уже заметно, к примеру, в Казани, занимающей второе место после Москвы по количеству торговых площадей на одного жителя. Избыток торговых площадей проявляется также в Самаре и Тольятти — и это притом, что существует масса недооцененных городов. И среди них Калуга.
Специалисты считают, что и девелоперские компании тоже могут рассчитывать на успешную работу в небольших городах и на несколько лет отрезать путь потенциальным конкурентам. Такие города, как Калуга, могут поддерживать один, максимум два, торговых центра площадью 15-25 тысяч кв. м, рассчитанных на покупателей со средним доходом и выше. Открывая современный ТРЦ, владельцы нейтрализуют конкурентов на два года.
В ближайшие несколько лет ТД «Копейка» намерен потратить 150 млн долларов на открытие порядка сто дискаунтеров. Наибольший интерес для компании представляет Калужская область, где планируется открыть порядка 17 магазинов. Помимо этого «Копейка» претендует на заметную долю на подмосковном розничном рынке, а в перспективе дискаунтеры сети могут появиться в каждом крупном городе Центрального федерального округа. Калугой серьезно интересуется и торговая сеть «Дикси».
Девелоперам и розничным сетям, поверившим в потенциал небольших и средних городов, эксперты советуют поторопиться, чтобы прийти одними из первых. В этом случае велика вероятность налаживания тесных и конструктивных связей с руководством администраций на местах. Пока власти не избалованы присутствием крупных игроков, они готовы идти на уступки и оперативно решать возникающие проблемы. Нужно только правильно распорядиться имеющимися рычагами давления.
Региональная экспансия затрудняется особенностью финансирования проектов: банковские структуры всегда выделят средства на развитие в Москве и других крупных городах, но если речь зайдет о скромных региональных центрах, то с финансированием дело будет обстоять гораздо труднее. Есть проблемы и с логистикой.
Еще один фактор, который почти все операторы называют серьезным барьером,— сопротивление властей на местах, лоббирующих интересы доморощенных бизнесменов, но в последнее время видны изменения к лучшему. Чиновники побывали за границей и теперь хотят создать нечто цивилизованное в своем городе. Для этого им нужны компании с серьезными финансовыми возможностями и опытом. Сейчас местные власти готовы оказывать поддержку не на словах, а на деле, поскольку помимо экономической выгоды приход крупного московского оператора — неплохой повод для самопиара.
Стремление операторов захватить самые выгодные места в региональных городах понятно. В то же время, как отмечает ряд консультантов, чем дальше, тем больше компании будут руководствоваться не столько экономической целесообразностью, сколько соображениями имиджа и инерцией: раз туда идут конкуренты, значит, и мне нужно идти.