КЗТА - теперь только вверх
О продуктах АО «Азимут» Президенту России Владимиру Путину в рамках авиасалона МАКС-2017 рассказал член совета директоров компании АО «Азимут» Адиль Саидов.
30 тысяч квадратных метров площади, почти тысяча работников, налаженное производство военной, телеграфной, космической, медицинской техники и многое-многое другое. Таким калужане знают и помнят одно из ключевых предприятий города — Калужский завод телеграфной аппаратуры.
Однако несколько лет назад у КЗТА начались проблемы, и злые языки даже пророчили ему закрытие. Но сейчас о подобном не может быть и речи: в этом году у предприятия сменился собственник, который готовит для него поистине грандиозные изменения.
Владельцем КЗТА стал крупнейший в стране разработчик информационных систем и оборонных технологий, а также производитель навигационной продукции для гражданской авиации — АО «Аэронавигационные и информационные системы» (далее — АИС).
О том, что теперь станет с одним из старейших и крупнейших заводов города, мы поговорили с первым заместителем генерального директора АО «АИС» Сергеем ТОКАРЕМ, который является председателем совета директоров АО «КЗТА». |
Новое руководство
— Сергей Вячеславович, в июне КЗТА поменял форму собственности. Чем ему это грозит?
— Вы правы, завод стал частным предприятием, и «грозит» ему это только хорошим. Сразу скажу, что, несмотря на смену как собственника, так и формы собственности, мы остаёмся в контуре Государственной корпорации «Ростех» и продолжим работу в интересах социального и экономического развития государства. Вместе с тем, если раньше благополучие КЗТА находилось в довольно сильной зависимости от госзаказа, то сейчас у него появился новый хозяин, за которым стоят свои собственные разработки, причём достаточно революционные, прорывные, задающие тон всей аэронавигации. Одновременно с этим мы осваиваем новейшие зарубежные технологии и адаптируем их к российским условиям. Как следствие, линейка продукции, выпускаемой КЗТА, в обозримом будущем будет только расширяться.
— Собственные разработки?..
— Да, у нас имеется штат очень квалифицированных разработчиков, которые создают новые продукты. Мы понимаем, что рынок стал очень высококонкурентным, выживает на нём только тот, кто создаёт и развивает свою собственную продукцию и независим от других. Именно эта стратегия стоит за ближайшими перспективами развития КЗТА. На этой производственной площадке будут применяться последние технологии в промышленности, что позволит разрабатывать и производить наши новые продукты.
— И что теперь будет выпускать завод?
— Холдинг АИС, в который теперь входит КЗТА, производит оборудование для авиации — в основном гражданской, при этом каждое изделие имеет и двойное назначение. Наши разработки применяются для нужд управления воздушным движением и безопасности. Они внедрены во всех аэропортах страны, поставляются и за рубеж.
— Как скоро КЗТА начнёт работать по-новому?
— Надо понимать, что на существующей площадке, которую имеет завод, невозможно производить высокотехнологичные товары. Сначала необходимо провести модернизацию. В её рамках мы планируем полностью изменить подход к производству, начиная от замены парка оборудования и заканчивая построением современных и эффективных бизнес-процессов. Этот процесс уже идёт. Первую нагрузку взяли на себя специалисты-технологи и конструкторы КЗТА и АО «Азимут», филиал которого размещён на КЗТА. Начат перевод системы управления предприятием в SAP, а на производстве — в TeamCenter. Это программы, позволяющие не только обеспечить сквозное производство, но и оптимизировать затраты для достижения лучших результатов одного из важнейших параметров эффективности — нормы выработки на человека. Недавно на заводе была запущена новая линия поверхностного монтажа. В планах — приобретение для КЗТА редкого и очень дорогого итальянского станочного комплекса «Сальванини», который совмещает в себе целый станочный цех для обработки листового металла: лазерную резку, панелегиб, пробивку, гибочный пресс.
Станочная линия «Сальванини» позволит координировать и автоматически выполнять подачу металлического листа с участка раскроя на гибку в рамках полностью автоматизированного и интегрированного производственного процесса.
Но глобальная модернизация, какой, кстати, на калужских предприятиях такого масштаба, как КЗТА, ещё не было, — процесс весьма трудоёмкий и, как следствие, растянутый во времени. Ведь требуется не просто вывезти всё старое оборудование и смонтировать новое, но и отремонтировать все помещения цехов, совместить колоссальный опыт людей с новой культурой производства.
Второй немаловажный вопрос, требующий решения, — кадровый. Одной замены оборудования недостаточно, надо ещё обучить людей работе на нём. Этот процесс тоже уже начат. К примеру, недавно наши сотрудники вернулись из Австрии, где месяц знакомились с европейскими технологиями и оборудованием. Помимо этого, обучаем и продолжим обучать рабочих на местах.
Полностью завершить модернизацию мы планируем в течение двух лет, основные мероприятия будут завершены в течение одного года.
Дизайн офисного этажа. Так будут выглядеть рабочие места по завершении работ.
Дизайн производственного цеха.
Старое по-новому
— Модернизация и замена устаревшего оборудования на новое — это, конечно, замечательно. Но что будет с традиционной продукцией, издавна выпускаемой калужским заводом?
— У КЗТА много рентабельных производств, и мы, вне всякого сомнения, оставим их. Согласитесь, глупо закрывать производства, которые приносят доход и востребованы рынком. Так что после модернизации мы рассчитываем продолжить выпуск исторически сложившейся линейки продукции, но на новых современных станках.
О санкциях и Путине
— Сейчас Россия находится под экономическими санкциями со стороны стран Запада. Это может негативно повлиять на работу предприятий холдинга АИС в целом и КЗТА в частности?
— Нет, не думаю. Разработки холдинга для гражданской авиации никак не попадают под санкции и, как уже было сказано, беспрепятственно экспортируются за рубеж. К примеру, одно из предприятий холдинга АИС не так давно заключило ряд контрактов и реализовало их в Египте, Индонезии, на Кубе, в странах Ближнего Востока. Так что и у КЗТА есть перспектива выхода на зарубежные рынки.
Кстати, введение санкций — это хороший шанс сделать своё и сделать хорошо. Мы должны воспринимать санкции как константу, спокойно и планомерно решая задачи развития страны, создавая собственные возможности финансирования разработок собственных технологий мирового уровня.
— На авиасалоне МАКС‑2017 стенд вашей компании посетил Владимир Путин. Что вы ему показывали? Какие впечатления остались у президента?
— Президент во время посещения МАКС‑2017 ознакомился с комплексом средств автоматизации управления воздушным движением (КСА УВД) «Галактика», в котором используется цифровая модель Земли для проведения всех вычислений, а также расчёт 4D траекторий движения воздушных судов, что позволяет реализовать высокую точность определения координат местоположения воздушного судна, а также работать без ограничения по площади обслуживаемой территории. Особым преимуществом системы является возможность быстрого ввода в эксплуатацию, в разы превосходящего общепринятые практики. Что ещё более важно, так это то, что всё прикладное программное обеспечение комплекса разработано российскими специалистами, что соответствует поддерживаемой первым лицом государства программе развития отечественного производства программного обеспечения. Мы остановились также на информировании о развитии компании на мировом рынке со всей линейкой продукции. На МАКС‑2017 впервые был представлен проект разработки передового аэродромного радиолокатора S-диапазона со встроенным вторичным каналом, а также самая современная на сегодняшний день система автоматического зависимого наблюдения, отображающая в режиме реального времени на рабочем месте диспетчера движение судов в московском воздушном пространстве.
Хочу отметить, что наш президент глубоко осведомлён о разработках отечественной промышленности, и уверен, что впечатления главы государства были самыми позитивными.
— А где ещё установлен комплекс КСА УВД «Галактика»?
— В 2017 году КСА УВД «Галактика» оснащён ростовский аэропорт «Платов», до этого комплексы были успешно установлены в Казани, Санкт-Петербурге, Махачкале и других российских городах. Что касается иностранных заказчиков, то обновлённая версия системы разработана для поставки в Египет и Индонезию. Серьёзный интерес к оборудованию проявляют провайдеры аэронавигационных услуг стран Ближнего Востока и Азиатско-Тихоокеанского региона.
АО «АИС» создано частными инвесторами совместно с Государственной корпорацией «Ростех» с целью объединения компетенций сторон для модернизации аэронавигационной системы России и расширения присутствия российских решений в данной сфере на зарубежных рынках.
Создание холдинга обеспечило единство научно-технического и административного управления ряда предприятий, занимающихся созданием систем аэронавигации, в числе которых — АО «Азимут», АО «КЗТА», АО «Сапфир», АО «НИИИТ–РТС» и другие, а также позволило проводить единую техническую политику уже на этапе разработки, интегрируя создаваемые решения в единый комплекс.