Экономический обзор: чем залатают «дырки» в бюджете
Публикуем наш традиционный еженедельный экономический обзор.
В пятницу, 13-го, Госдума в первом чтении приняла бюджет на следующий год. Сокращены расходы на образование, урезано финансирование культуры, физкультуры и спорта, ряда социальных программ. Но всё равно расходная часть оказалась на 17% больше доходной. И немудрено, ведь самая большая статья бюджета – военные расходы – увеличены. В следующем году они составят 3,145 трлн. рублей, что почти на 32 млрд. больше, чем в нынешнем.
Цену на нефть заложили на уровне 50 долларов за баррель, что в два раза ниже, чем в бюджете прошлого года. И это ещё оптимистичный вариант – как-никак сейчас бочка «Брента» торгуется ниже 45 долларов.
Требуют затрат и меры по экономической поддержке украинского режима. Если в 2012 году РФ поставляла газ южному соседу по цене 426 долл. за тысячу кубов, то сейчас закупочная цена, вероятнее всего, составит 209$. Премьер Яценюк ультимативно требовал, чтобы Россия отказалась и от претензий на возврат 3 млрд. долларов за выкупленные два года назад бонды на Ирландской бирже. В конечном счёте так и произошло. И никакие «гарантии США» и «откладывания на год» сути ситуации не меняют. Если что, это 200 млрд. рублей, или почти половина средств, выделенных на образование в следующем году.
Впрочем, смотря с чем сравнивать. Так, например, частный сектор ежемесячно выводит из страны в среднем по 5 млрд. долл., и в целом с начала года из России в иностранные банки перекочевало уже 50 миллиардов долларов. И никакие замораживания счетов никого не пугают и ничему не учат.
«Дырку» в бюджете планируют залатать за счёт дополнительной эмиссии 1 трлн. рублей. Для бизнеса это неплохо. Но если у кого есть в заначке доллары, то лучше не спешить их менять.
Теперь к местным новостям. 11 ноября полтора десятка калужских водителей автофургонов противопоставляли себя власти. Они стояли вдоль дорог с включёнными аварийками и через журналистов грозили перестать работать, если не будет отменён дорожный сбор за проезд по федеральным трассам. Одновременно представители некоторых торговых сетей заявили, что это может привести к перебоям в поставках продуктов.
Пресловутый сбор составляет 1,53 руб. за 1 км для автофуры грузоподъёмностью больше 12 тонн. То есть владелец еврофуры, следующей из Москвы в Калугу, теперь должен заплатить государству около 230 рублей. Если учесть, что цена еврофуры на это же расстояние составляет в среднем 12 тысяч рублей, это, конечно, повод побороться. Особенно, если понимать, что эти расходы всё равно лягут на заказчика.
На прошлой неделе калужский Volkswagen запустил сборку микроавтобусов Т6 из импортных комплектов. В сентябре на форуме с красивым названием «Автоэволюция» калужские экспаты обещали развернуть производство экспортом на Запад. Но пошли обратным путём расширения отвёрточного производства, то бишь скрытого импорта.
Впрочем, это было понятно с самого начала. Импортировать из России им бы не разрешили их правительства, а выживать нужно: программа утилизации завершилась, и продажи автомобилей в октябре просели на 38,5%. По прогнозам экспертов, в ноябре падение составит 40-45%, а к декабрю дойдёт до 50-60%.