Что хорошего в кризисе автопрома
Представляем наш традиционный экономический обзор за неделю.
На встрече с Си Цзиньпинем Дэвид Кэмерон заметил, что Великобритания не может начать «откровенный разговор» с китайскими властями о правах человека до тех пор, пока страны не наладят прочные экономические и торговые отношения. Оказывается, так можно? А почему же тогда против России санкции ввели?
А они действуют. На минувшей неделе сайт ura.ru опубликовал репортаж о Калуге, доставивший много печали местным чиновникам. Московская журналистка приехала с конкретным заданием написать статью о плачевном состоянии в калужском автопроме: иностранные специалисты (экспаты – как теперь любят выражаться) уезжают, местных рабочих сокращают, сфера услуг сворачивается. Никаких прямых доказательств этого добыть ей так и не удалось, но доля истины в этом всё равно есть.
Заводы «новой экономики» сворачиваются повсеместно. Однако в этом можно увидеть и положительные стороны. Да, для области это рабочие места и доход в бюджет, но если посмотреть шире, вырисовывается несколько иная картина.
Поскольку все эти заводы имеют низкий уровень локализации, то это, по сути, механизм беспошлинного импорта запчастей. А учитывая, что продукция ориентирована на внутренний рынок, то это ещё и насос, выкачивающий деньги из страны.
Впрочем, у Калужской области есть мощная «подушка безопасности» в виде живущих на оборонных заказах предприятий традиционной промышленности. Также стратегически очень верным было решение губернатора развивать в регионе фармацевтический кластер – из всех предприятий «новой экономики» он наименее чувствителен к перипетиям рынка.
Экономика задыхается от нехватки дешёвых денег, но печатать их бесполезно – эмитированные Центробанком рубли тут же уходят валютным спекулянтам. При ключевой ставке в 11% и предельно либеральной политике по другому и быть не может: разве могут промышленные и сельскохозяйственные предприятия конкурировать по прибыльности с игроками на валютном курсе, берущими займы на неделю?
Есть робкая надежда, что на этой неделе ключевую ставку могут снизить до 10,5%. Тоже дело. Для сравнения: в США она составляет 0,25%.
А пока, по данным за октябрь, годовой спад денежной базы составил 1,4%. Напрашивается такая медицинская аналогия стратегии преодоления кризиса от лучшего руководителя Центробанка в мире по версии журнала Euromoney: у человека – гельминтоз, а врач вместо того, чтобы прописать лекарство, сажает его на диету. Почему такого не бывает в медицине? Наверное, потому что врач не может быть в сговоре с глистами.
«Чёрное золото» снова дешевеет, практически отыграв рост, начавшийся в начале месяца. Рубль на снижение цены на нефть не откликнулся и оставался на протяжении недели стабильным.
Очередную порцию правды выдал на минувшей неделе Калугастат. С полными данными можно ознакомиться на его сайте, а если коротко: за январь-сентябрь объёмы промышленного производства снизились на 9,1%, реальная заработная плата упала на 11,5%, потребительские цены на товары и услуги выросли на 17,9%.
По данным Росстата, цены на продукты с начала года выросли на 9,9%, при этом мясо и мясная продукция в России за три квартала подорожали на 7,7%, молочные изделия, сыры и яйца – на 5,2%; сахар, джем, мёд, шоколад и конфеты – на 20,1%, рыба и морепродукты – на 19,2%, масла и жиры – на 16,5%.
По нашим данным, продуктовая инфляция в калужском супермаркете с начала года составила 10,7%, что вполне укладывается в общероссийскую тенденцию.