Экономические итоги: автопром подкачал, а аграрии нет
С понедельника, 7 сентября, мы начинаем подготавливать для наших читателей еженедельные экономические обзоры с акцентом на Калужской области. Первый вышел довольно объёмным, каждый раз таких не обещаем, но будем стараться собирать что-то по максимуму и анализировать.
Начнём с базовых индикаторов.
Поднявшись на позапрошлой неделе на целых $10 за баррель, с начала прошлой недели цена на нефть снизилась на 4,5 доллара и затем стабилизировалась на этом уровне.
Такая волатильность всегда радость для пропагандистов – одни сообщают только о периодах роста, другие – только о периодах падения. В результате и те и другие формально говорят правду, но у аудитории формируются диаметрально противоположные представления.
А у кого-то может сложиться впечатление, что наше благосостояние напрямую зависит от мировой цены на нефть. На самом деле это не так. Доля экспорта нефти в ВВП России составляет всего 9%. Даже у Норвегии больше – 11%, а у Казахстана этот показатель и вовсе составляет 27%. Другое дело, что к цене на нефть у нас как-то подозрительно жёстко привязан валютный курс рубля. Экономически это обоснованно лишь косвенно.
Кстати, недавно Владимир Путин как раз говорил о том, что такая жёсткая привязка не совсем то, что нужно. Будем надеяться, что Центробанк прислушается, и тогда мы не будем уделять столько внимания этому показателю.
То же касается и валютного курса. Как-то у нас стали забывать, что девальвация и инфляция – не совсем одно и то же. К примеру, в Калужской области потребительские цены с начала года выросли на 9,3%, а доллар США за тот же период подорожал на 17,5%.
Что же касается этой недели, то 1 доллар США снова стал дороже на 4 рубля.
Интересную информацию на той неделе опубликовал Калугастат. По его данным за 7 месяцев этого года индекс промышленного производства в Калужской области снизился на 10,3%. Это больше всех в ЦФО. Свинью подложил автопром: за 7 месяцев этого года продажи легковых автомобилей в России упали более чем на треть – просели практически все модели кроме УАЗа, который (о, фантастика!) –увеличил продажи на 8%.
В качестве лирического отступления. Чемпион падения – Хонда, его продажи упали на 78%. Немногим лучше ситуация у французов – продажи «Пежо» снизились на 75%, «Ситроена» – на 74%. На их фоне «Рено» со своим 40-процентным падением выглядит просто красавчиком. Среди всех иномарок лучше всех выглядят корейцы – КИА просела всего на 18%, а «Хёнде» - на 12%.
Однако вернемся в Калужскую область. В сельском хозяйстве мы в ЦФО выглядим очень даже неплохо. Практически по всем основным показателям – рост. Производство мяса увеличилось на 3,6%, молока – на 14,7%, яиц – на 9,6%.
А вот покупать стали заметно меньше. При том что, как уже было сказано, индекс потребительских цен вырос на 9,3%, калужане потратили на покупки на 9,3% меньше денег. И это при том что средняя зарплата в Калужской области составляет 30 063 рубля. Выше – только в Московской области: 41722 рубля. Откуда такая зарплата – загадка загадочная. Может, читатели просветят? А то как смотришь вакансии – так сплошь и рядом 15 – 20 тысяч...
Сворачивание производства на автомобильных предприятиях привело к тому, что народ начинает потихоньку разъезжаться. Ожидаемый сюрприз: в первом полугодии в области зафиксирована отрицательная миграция. Небольшая – всего 175 человек, но тем не менее. Не добавляет оптимизма и тот факт, что естественная убыль населения в Калужской области за I полугодие этого года составила 1 639 человек.
Интересные данные по внутриобластной миграции: оказывается, в первом полугодии из городов в сельскую местность переехало больше людей, чем наоборот. Так что, представление о том, что в деревнях все мечтают перебраться в город, похоже, устаревает.
Таковы итоги с начала года: нас стало меньше, работы тоже стало меньше, цены выросли, мы стали меньше делать покупок и понемногу перебираемся из городов в сёла.