Нам снова навязывают платное образование
В Москве прошел II Конгресс российского образовательного сообщества, на котором рассматривали два пути развития образования.
В сентябре в Москве прошел II Конгресс российского образовательного сообщества, на котором поднимались вопросы реформирования образования, в том числе рассматривался вопрос платного образования в России. В конгрессе приняла участие и калужская делегация из 16 человек.
В конгрессе приняли участие педагогические работники дошкольных, школьных и высших учебных заведений Калуги и Калужской области (кандидаты социологических наук Т. Е.Чернышева и М. В.Костина, кандидаты психологических наук П.В. Меньшиков и Е. К.Климова, кандидат исторических наук - М. Ф. Ломаков и др.)
Оказалось, федеральное Министерство образования и науки во главе с многократно упоминаемым в последние годы Андреем Фурсенко решило не просто провести реформу образования, а полностью переписать конституционный закон, который давал россиянам право на бесплатное образование.
Так, в новом законе государство снимает с себя ответственность за обеспечение общедоступного и бесплатного образования и передает ее субъектам Российской Федерации. За собой государство оставляет лишь функции «надзора», «контроля» и «лицензирования». В законе не указана и норма доли расходов на образование из всех видов бюджета.
Возникает вопрос: «На какие средства субъекты РФ будут обеспечивать право граждан на общедоступное и бесплатное образование? И можно ли после этого говорить о том, что «образование относится к приоритетным национальным проектам»?
Снижение расходов вызывает негодование широких кругов общественности. На минувшем конгрессе рассматривались два законопроекта «Об образовании в Российской Федерации». Один принадлежал креативному перу Министерства образования и науки РФ, второй предложило общественное движение «Образование для всех».
Две новые образовательные системы – министерскую и альтернативную - сравнили по 76 критериям. Перечислять все – места не хватит, но принципиальное отличие прослеживалось в том, что первая, правительственная, предлагает считать образование исключительно рыночной услугой, тогда как вторая называет его «преимущественно внерыночной сферой, социальным служением».
Затраты государства на образование правительственный закон считает бременем и пытается всеми способами эти затраты сократить и переложить на местные бюджеты. Педагоги же настаивают, что госфинансирование образования считается долгосрочной инвестицией в человека, чрезвычайно выгодной для страны.
Если образование в России из сферы социального служения переведут в сферу услуг, то оно непременно станет платным. Именно этого хотят добиться его инициаторы с помощью введения нового закона, в котором уже сейчас слово «бюджетный» отсутствует.
Кто следит за школьными инновациями в России, тот помнит, что поначалу новый закон хотел оставить бесплатными только четыре дисциплины: физкультуру, ОБЖ, российскую и мировую историю. Получается, развиваться по другим направлениям или глубоко изучать предметы, чтобы иметь возможность выучиться в вузе и получить в дальнейшем хорошую работу, ребенок должен был за деньги.
То есть образование хотели сделать прерогативой обеспеченных семей. Инициатива ужаснула общественность и была встречена в штыки профессиональными педагогами. Общественности удалось отстоять бесплатность и общедоступность дошкольного и школьного образования. Платным планируется сделать дополнительное образование.
Якобы учить детей в школах так и будут даром, но, если малыш пожелает посещать кружок лепки или шитья либо волейбольную секцию – извольте платить. Фактически платным становится и высшее образование, поскольку количество бюджетных мест с каждым годом уменьшается (например, в 2011 году по стране оно сократилось на 6 тысяч). Переход на двухступенчатую систему высшего образования предполагает в основном платность второй ступени – магистратуры, что нарушает право на бесплатное высшее образование.
Альтернативный законопроект предлагает увеличить количество бюджетных мест: (не менее 260 на 10 тыс. населения вместо предлагаемых министерством 180) и ряд и других мер по развитию отечественного образования. Он отдан правительству на рассмотрение, но на данную инициативу чиновники пока отвечают молчанием и по-прежнему никто не знает, что день грядущий нам готовит.
наша справка
- Доля расходов из всех видов бюджета сейчас в России составляет около 3,5%.
- В СССР в 1970 году она составляла 7%.
В странах, осуществляющих модернизацию, - 7% и более.
Известно, что на ближайшее время в России запланировано понижение расходов на образование.
Уважаемые читатели! А с какими проблемами в школе, вузе, техникуме вы, или ваши дети сталкиваются уже сейчас? Как вы считаете, за деньги вашего ребенка лучше научат играть в футбол, кроить, вышивать, моделировать, или же дополнительное образование должно остаться бесплатным для людей?
Пишите свои отзывы в комментариях или присылайте их по электронному адресу: petruhina@kp.kaluga.ru
В конгрессе приняли участие педагогические работники дошкольных, школьных и высших учебных заведений Калуги и Калужской области (кандидаты социологических наук Т. Е.Чернышева и М. В.Костина, кандидаты психологических наук П.В. Меньшиков и Е. К.Климова, кандидат исторических наук - М. Ф. Ломаков и др.)
Оказалось, федеральное Министерство образования и науки во главе с многократно упоминаемым в последние годы Андреем Фурсенко решило не просто провести реформу образования, а полностью переписать конституционный закон, который давал россиянам право на бесплатное образование.
Так, в новом законе государство снимает с себя ответственность за обеспечение общедоступного и бесплатного образования и передает ее субъектам Российской Федерации. За собой государство оставляет лишь функции «надзора», «контроля» и «лицензирования». В законе не указана и норма доли расходов на образование из всех видов бюджета.
Возникает вопрос: «На какие средства субъекты РФ будут обеспечивать право граждан на общедоступное и бесплатное образование? И можно ли после этого говорить о том, что «образование относится к приоритетным национальным проектам»?
Снижение расходов вызывает негодование широких кругов общественности. На минувшем конгрессе рассматривались два законопроекта «Об образовании в Российской Федерации». Один принадлежал креативному перу Министерства образования и науки РФ, второй предложило общественное движение «Образование для всех».
Две новые образовательные системы – министерскую и альтернативную - сравнили по 76 критериям. Перечислять все – места не хватит, но принципиальное отличие прослеживалось в том, что первая, правительственная, предлагает считать образование исключительно рыночной услугой, тогда как вторая называет его «преимущественно внерыночной сферой, социальным служением».
Затраты государства на образование правительственный закон считает бременем и пытается всеми способами эти затраты сократить и переложить на местные бюджеты. Педагоги же настаивают, что госфинансирование образования считается долгосрочной инвестицией в человека, чрезвычайно выгодной для страны.
Если образование в России из сферы социального служения переведут в сферу услуг, то оно непременно станет платным. Именно этого хотят добиться его инициаторы с помощью введения нового закона, в котором уже сейчас слово «бюджетный» отсутствует.
Кто следит за школьными инновациями в России, тот помнит, что поначалу новый закон хотел оставить бесплатными только четыре дисциплины: физкультуру, ОБЖ, российскую и мировую историю. Получается, развиваться по другим направлениям или глубоко изучать предметы, чтобы иметь возможность выучиться в вузе и получить в дальнейшем хорошую работу, ребенок должен был за деньги.
То есть образование хотели сделать прерогативой обеспеченных семей. Инициатива ужаснула общественность и была встречена в штыки профессиональными педагогами. Общественности удалось отстоять бесплатность и общедоступность дошкольного и школьного образования. Платным планируется сделать дополнительное образование.
Якобы учить детей в школах так и будут даром, но, если малыш пожелает посещать кружок лепки или шитья либо волейбольную секцию – извольте платить. Фактически платным становится и высшее образование, поскольку количество бюджетных мест с каждым годом уменьшается (например, в 2011 году по стране оно сократилось на 6 тысяч). Переход на двухступенчатую систему высшего образования предполагает в основном платность второй ступени – магистратуры, что нарушает право на бесплатное высшее образование.
Альтернативный законопроект предлагает увеличить количество бюджетных мест: (не менее 260 на 10 тыс. населения вместо предлагаемых министерством 180) и ряд и других мер по развитию отечественного образования. Он отдан правительству на рассмотрение, но на данную инициативу чиновники пока отвечают молчанием и по-прежнему никто не знает, что день грядущий нам готовит.
наша справка
- Доля расходов из всех видов бюджета сейчас в России составляет около 3,5%.
- В СССР в 1970 году она составляла 7%.
В странах, осуществляющих модернизацию, - 7% и более.
Известно, что на ближайшее время в России запланировано понижение расходов на образование.
Уважаемые читатели! А с какими проблемами в школе, вузе, техникуме вы, или ваши дети сталкиваются уже сейчас? Как вы считаете, за деньги вашего ребенка лучше научат играть в футбол, кроить, вышивать, моделировать, или же дополнительное образование должно остаться бесплатным для людей?
Пишите свои отзывы в комментариях или присылайте их по электронному адресу: petruhina@kp.kaluga.ru