В калужских магазинах работают профессиональные воры
Желающих украсть товар, так заманчиво и доступно выложенный на полках, не так уж и мало.
Сотрудники калужских магазинов борются с мелкими воришками всеми доступными способами, но иногда от рук бдительных охранников и кассиров супермаркетов страдают и честные покупатели. Читатели «Перекрестка» поделились с корреспондентами своими историями.
Вынести могут полмагазина
В пресс-службе УВД Калужской области «Перекрестку» рассказали, что кражи в супермаркетах — обычное явление. Воруют и новички, и профессионалы. Последние приходят в магазин во всеоружии.
Этим летом за кражу задержали 35-летнюю женщину, служащую управления, мать двоих детей. Охрана обратила внимание на респектабельную, но одетую не по погоде покупательницу. На улице — жара, 30-градусная, а она в длинном жакете с рукавами. Женщину задержали и вызвали милицию. Оказалось, что с изнанки к жакету пришито несколько карманов. На свет извлекли продукты питания на сумму в 300 рублей.
— Мелкие воришки — это бич для всех магазинов самообслуживания, — рассказывает Геннадий, охранник одного из калужских супермаркетов. — Под полой, в сапогах, в пакетах выносят разные продукты, но чаще всего спиртное, особенно коньяки во фляжках и «чекушки». Нарезку всевозможную тащат, паштеты и колбасу мелкофасованную. Есть и такие, которые приходят в магазин, берут товар и съедают его тут же. В основном этим грешат пенсионеры и студенты. А между прочим, все потери оплачиваются из карманов работников. Недостачу делят даже на тех, кто в торговом зале не работает.
Откройте вашу сумочку
Неудивительно, что под горячую руку охранников попадают и честные покупатели.
— В супермаркеты я хожу регулярно. Отовариваюсь после работы, — рассказывает наша читательница Светлана Соловьева. — Вид имею вполне достойный, никогда бы не подумала, что меня можно заподозрить в воровстве. Однако же случилось…
Часов в восемь вечера захожу в торговый зал. Делаю два шага вперед, натыкаюсь взглядом на мужчину в возрасте. Он стоит напротив входа, заложив руки за спину, в костюме с биркой — охранник. Тут же меня осеняет: «Пакет-то я в камеру хранения не положила!» До стеллажей с продуктами дойти не успела, поэтому с чистой совестью разворачиваюсь на 180 градусов и собираюсь выйти. Слышу, мужчина сзади кричит: «Девушка, остановитесь!» Оглядываюсь: наперерез спешит охранник.
— Покажите вашу сумочку и пакет!
— Пожалуйста, — говорю ему ошарашенно и почти тут же покрываюсь краской позора: вокруг люди, может быть, знакомые или партнеры по бизнесу, а ко мне в сумку лезут с проверкой.
— Что за самоуправство? — пытаюсь запоздало возмутиться. — Не имеете вы права меня обыскивать! Вы закон нарушаете!
В ответ слышу нечто поразительное:
— У нас здесь частное предприятие, а ваши законы (!!!) только в государственных действуют.
Сейчас мы вас обыщем
Не церемонились охранники супермаркета и с сотрудником нашей редакции.
— Дело было в пятницу вечером, — рассказывает корреспондент «Калужского перекрестка». — Я, как всегда, покупал продукты на выходные. Набрал полную корзину. Подхожу к кассам, а там огромные очереди. Нет, думаю, лучше уж рядом с домом отоварюсь. Вернулся назад и разложил все по полкам. Подхожу к выходу, а охранник меня не выпускает.
— Надо вас проверить, — говорит. — Расстегните куртку и барсетку.
— А почему вы меня останавливаете?
— Потому что вы подозрительно себя ведете.
— Нет уж. Обыскивать себя в торговом зале я не позволю. И не вы это должны делать, а милиция. Вызывайте наряд, пройдемте в служебное помещение, приглашайте понятых. Будем делать все, как по закону полагается.
Да, не ожидал охранник, что покупатель окажется столь осведомленным в российском законодательстве. С минуту мы молча смотрели друг на друга, а затем он принялся звонить по телефону своему начальству. Переговоры затягивались. Служебный пыл сходил на нет, а затем и вовсе исчез. В конце концов мужчина повернулся ко мне спиной и сделал вид, что забыл о моем существовании.
кстати
Как должен вести себя продавец
В продуктовом магазине:
- самое главное — это вежливое приветствие;
- подсказать, где находится интересующий вас товар, и проводить к этой витрине;
- ответить на вопросы о товаре, если вы спросили;
- попрощаться.
...в непродовольственном:
- поздороваться;
- выяснить, чем он вам может помочь;
- если вы еще не можете определиться, он должен задать наводящие вопросы, например, если вы выбираете телефон, выяснить, какие функции телефона вам важны, какую предпочитаете марку, и, исходя из ваших ответов, он должен предложить вам несколько вариантов на выбор;
- «добивание клиента» — этот термин используют продавцы — это когда вы уже почти готовы приобрести товар, но никак не можете решиться и достать бумажник, а продавец начинает рассказывать вам о том, что сейчас действует акция или что этого товара осталось мало;
- проводить вас с товаром к кассе, попрощаться и пригласить посетить магазин еще.
...на кассе:
- поздороваться;
- узнать, нет ли у вас дисконтной карты магазина;
- назвать ваш товар;
- озвучить цену товара;
- выдать сдачу, назвав вслух сумму;
- выдать кассовый чек;
- попрощаться и пригласить посетить магазин еще.
Комментарий специалиста
Ситуацию комментирует юрист Наталья Ивановна ЛЫСОВА.
— Обыскивать покупателей, производить досмотр их вещей и личный досмотр работники супермаркетов не имеют права.
Согласно Кодексу об административных правонарушениях личный досмотр, досмотр вещей, находящихся при покупателе, осуществляется должностными лицами органов внутренних дел. При этом необходимо отметить, что личный досмотр производится лицом одного пола с досматриваемым, в присутствии двух понятых того же пола.
О личном досмотре, досмотре вещей, находящихся при физическом лице, составляется протокол либо делается соответствующая запись в протоколе о доставлении или в протоколе об административном задержании.
Законом не предусмотрено каких-либо ограничений на вход в торговые залы с сумкой или пакетом. Работники супермаркетов также не имеют права на размещение фотографий некоторых категорий так называемых «забывчивых» покупателей на специальных «досках позора» без их согласия.
Надежда ЮШИНА.