На страже прав детей
Знакомимся с новым человеком в новой для региона должности. Ольга КОПЫШЕНКОВА – уполномоченный по правам ребенка в Калужской области.
Денис и Дарья Копышенковы гордятся, что их мама
будет защищать права детей.
Знакомимся с новым человеком в новой для региона должности. Ольга КОПЫШЕНКОВА – уполномоченный по правам ребенка в Калужской области.
Учиться и работать
– В Калуге вы работаете сравнительно недолго. Мы пока мало о вас знаем.
– Я родилась в Обнинске. Там училась, вышла замуж, родила двоих детей. Сейчас сыну Денису 13 лет, дочке Дарье – 8. Вначале я хотела быть экономистом: у меня соответствующее первое высшее образование. Начала работать в физико-энергетическом институте Обнинска. Выросла от простого бухгалтера до начальника отдела. В 24 года уже руководила взрослыми коллегами. Затем выиграла конкурс на замещение вакантной должности главного бухгалтера Обнинского федерального казначейства. Параллельно успела получить второе высшее образование по специальности «Государственное и муниципальное управление».
– Что заставило так интенсивно делать карьеру, получить два образования?
– Так сложились обстоятельства. Когда я училась в 10‑м классе, тяжело заболела моя мама. Я очень хотела учиться, конечно. Но вынуждена была поступать в калужский ФЭИ на заочное и пойти работать. Мама иногда мне говорит: «Я тебя лишила замечательных студенческих лет». А я отвечаю: «Ты подарила мне намного больше: стержень, характер».
«Обескуражил мой возраст»
– Когда в регионе был объявлен конкурс на вакантную должность заместителя министра по туризму, мне это было интересно именно с точки зрения экономики. Ведь, если правильно сделать акценты на развитие этой сферы, можно существенно пополнить казну. До министра меня повысили уже через полгода. Мне очень нравилась эта работа, она была самой интересной за всю мою карьеру. Не потому что я была руководителем, а потому что это очень живая, активная работа в команде.
– Как ваши подчиненные-мужчины отнеслись к молодому начальнику-блондинке?
– Цвет волос не может влиять на отношения на работе. Определяющим моментом является то, как ты относишься к людям. Но я помню, что, когда только переехала из Обнинска, калужан обескуражил мой возраст. Все спрашивали: «А сколько ей лет? Есть ли у нее дети?» Я не обижалась. Мое глубокое убеждение: без уважения не бывает побед. Ведь бывают формальные лидеры, начальники, которые действуют авторитетом власти. Но гораздо лучше, когда ты управляешь, основываясь на авторитете своей личности.
Служба
– Назначение уполномоченным – это повышение? У вас не было внутреннего протеста, когда «страна сказала: «Надо»?
– Должность уполномоченного в реестре должностей государственной службы стоит выше должности министра. Это другая ступень, не подчиненная региону. Она дает возможность контролировать в целом направление работы с детьми. Что касается «страна сказала – я исполняю», да, это так. Я человек, который понимает, что пришел в органы власти, что это служба. Очень тяжело эмоционально поставить на чашу весов то, что есть сегодня и будет завтра. Но в любом случае это высокая степень доверия.
– Как ваши дети отнеслись к новой работе?
– Когда я перестала быть министром, думала, что они расстроятся. Ведь спорт, туризм – это так им близко. Но сын с гордостью сказал: «Мама, я рад, что ты будешь защищать наши права». Они всегда радуются моим успехам. Единственное их желание, чтобы я не нарушала их права. Они мне теперь говорят: «Мы имеем право на семью и общение с мамой». Им бы хотелось меня видеть чаще. Но они с пониманием относятся к моей занятости.
Ювенальная юстиция
– Сейчас на российском и региональном уровнях ведутся споры по поводу внедрения ювенальной юстиции. Кто-то считает, что институт уполномоченного по правам ребенка и будет ее внедрять. Я в данном случае не как чиновник хотела бы сказать, а как молодая мама. Бояться ювенальной юстиции сегодня – все равно что бояться конца света. Ментальность нашего народа далека от того, чтобы эти технологии можно было внедрить. Мне хочется, чтобы каждый человек в Калужской области понимал, что уполномоченный призван помочь родителям защищать законные права и свободы ребенка. Мы созданы не для того, чтобы разбивать семьи. Полноценная личность может вырасти только в семье. И, даже если где-то неблагополучно, органы опеки должны действовать, как хирурги или саперы, которые не имеют права на ошибку.
Знать родной край
– В моей жизни было много увлечений. Я долгое время занималась танцевальным спортом, бальными танцами. Сейчас на смену им пришел фитнес. Люблю бегать, кататься на лыжах, на коньках. Семья моя этим тоже увлекается. Дочка с трех лет катается на коньках. Когда время бывает, еду куда-нибудь вместе с детьми. В том числе и по территории области, чтобы рассказать им о ее истории. Многие ведь сейчас стремятся проводить свои отпуска за границей. Но ведь человек должен знать и родной край! Меня до глубины души обижает, когда родители в присутствии детей пожимают плечами и говорят: «Да мы же живем в России!» А я хочу, чтобы это звучало с гордостью!