«Не могу работать в детском саду!»
Такое заявление сделала калужанка, позвонившая нам в редакцию.
Дело в том, что, проработав 18 лет ревизором-контролером на железной дороге, калужанка Марина Янчук потеряла работу. Сменилось руководство их организации, и Марину сократили.
Идите в детский сад!
В начале 90-х, еще «при царе Горохе», как говорит сама Марина, она окончила педагогическое училище. И сразу же после студенческой скамьи отправилась работать на железную дорогу.
— Сами понимаете, с каким контингентом приходилось работать, — объясняет наша героиня.
И тут аккурат под Новый год по некоторым обстоятельствам ее сократили. Посоветовали встать на биржу.
В Центре занятости населения инспектор ознакомилась с ее дипломом и записями в трудовой книжке.
— Ага, закончили педагогическое училище по специальности «Дошкольное воспитание». Год проработали в детском саду. Вот и идите воспитателем. Тем более есть вакансии.
— Постойте, я не могу работать в садике, — перебила Марина. — Я всю жизнь проработала контролером на железной дороге и не имею никакого отношения к детям. У меня абсолютно нет никакого опыта и желания! А год в садике я проработала сразу же после школы — так сложилось.
— Вакансии есть. Вот вам два направления. Идите и разговаривайте с заведующей детским садом.
— Я и подумать не могла, — сокрушается Марина,— что когда-нибудь мне предложат воспитывать детей в саду! Причем против моего желания...
Кто воспитывает детей?
— Заведующая детским садом даже не захотела со мной разговаривать,— взволнованно рассказывает Марина, округляя глаза. — Она сказала, что берет меня без разговоров, раз прислала биржа труда. Она не захотела смотреть мои документы и выслушать меня. А ведь у меня нет опыта работы с детьми!
— Да что вы мне тут говорите! — в недоумении говорила заведующая. — Я вас беру на работу, мне нужен человек! Будете работать в младшей группе.
Марина позвонила в Центр занятости населения — сказать, что документы ей не подписали и она не будет работать в детском саду.
— Выходит так, что в детский сад могут взять любого человека с улицы?! — удивляется Марина. — Меня это возмутило. Родители догадываются, кому они оставляют своих детей?!
Можно войти в положение заведующих, которые берут на должность воспитателя людей без опыта, а может, и образования. Зарплата небольшая, а работа непростая — наверняка валом туда не валят. Но все-таки возникает вопрос: кому мы оставляем своих детей, если у воспитателя нет ни соответствующего опыта, ни представления о работе, а порой и желания?
Ради интереса Марина сходила в детский сад по второму направлению. Там ее выслушали, вошли в ее положение и написали в направлении от биржи, что она профессионально непригодна.
комментарии в тему
Начальник отдела профессиональной ориентации, соцадаптации и профобучения Центра занятости населения Нина Засова:
— Допустим, человек, оставшийся без работы, приходит в Центр занятости населения. Если у него специальность — «Дошкольное образование», то ему, конечно, могут предложить работу воспитателя. Если же он с этим образованием проработал в другой сфере, например кассиром, то ему также предлагают работу, ориентируясь на его стаж.
Профессиональная подготовка, осуществляемая Центром занятости населения, проводится только для граждан, официально признанных безработными. Обучаем тех, кого не можем трудоустроить, — это расширяет трудовые возможности безработного. Перед направлением на обучение каждый претендент получает услугу по профессиональной ориентации, специалист выявляет мотивы обучения, знакомит
с вариантами курсовой подготовки (а их около 100), с условиями, содержанием труда, перспективами занятости по выбранной профессии. Пример: обращается медицинская сестра, которая несколько лет назад сменила сферу деятельности, работала на промышленном предприятии, — мы предложим ей вернуться в здравоохранение, повысить квалификацию медицинской сестры. Курсовая подготовка краткосрочная: от 2 недель до 6 месяцев, обучение по договору оплачивает центр занятости, а обучающийся получает стипендию.
Начальник отдела кадрового и правового регулирования образовательной деятельности Ирина Сидорова:
— Для приема на работу, например, в дошкольное образовательное учреждение на должность «Воспитатель» необходимое требование — наличие высшего профессионального образования или среднего профессионального образования по направлению подготовки «Образование и педагогика» без предъявления требований к стажу работы.
Относительно приема на работу в образовательные учреждения лиц без высшего или среднего профессионального образования по определенному направлению подготовки нет жесткого запрета. Лица, не имеющие специальной подготовки или стажа работы, но обладающие достаточным практическим опытом и компетентностью, выполняющие качественно и в полном объеме возложенные на них должностные обязанности, по рекомендации аттестационной комиссии в порядке исключения могут быть назначены на соответствующие должности так же, как и лица, имеющие специальную подготовку и стаж работы.