В «Рудине» Тургенев рассказал о калужанах
Дворянские усадьбы нашего края хранят множество тайн.
Говорят, что этот храм в Железцеве строился по чертежам Растрелли.
Дворянские усадьбы нашего края хранят множество тайн.
Село Железцево, что в Дзержинском районе, в 24 км от Калуги, известно тем, что когда-то это была родовая усадьба Тургеневых. Говорят, что Иван Сергеевич, приезжавший сюда к родственникам, описал обитателей Железцева в своем романе «Рудин».
В 1621 году Железцево было пожаловано Денису Петровичу Тургеневу и на протяжении двух веков переходило из поколения в поколение. В селе был помещичий дом с садом, прудами и липовым парком. Стояло 20 крестьянских домов, в которых жили 116 мужчин и 120 женщин.
В середине XVIII века в усадьбе поселились прадед писателя Алексей Романович и его брат Дмитрий. Семейное предание гласит: молодой красавец Алексей Тургенев служил пажом при дворе Анны Иоанновны. Но Бирон узрел в нем конкурента и, чтобы избавиться, отправил на войну с Турцией. В одном из сражений Алексей был ранен в плечо и ногу, попал в плен. Но жена турецкого султана влюбилась в красавца и помогла ему бежать. Все три года, пока Алексей был в плену, его мать молилась перед иконой Николая Чудотворца и даже дала обет построить церковь, если сын останется живым. Возможно, в честь этого события в Железцеве и возвели деревянную церковь Покрова. Рядом с ней в семейном склепе мать и похоронила Алексея и Дмитрия Тургеневых, которые умерли молодыми — один за другим.
После смерти братьев Железцево унаследовала жена Дмитрия — бригадирша Анна Федоровна Ушакова. Она обожала математику, что тогда было весьма странным увлечением для женщины. Говорят, был даже портрет, где молодая женщина в белом атласном платье, с бархаткой на шее держала в маленькой руке, украшенной тяжелыми золотыми браслетами, усыпанными бриллиантами, циркуль и с гордостью указывала на лежащий перед ней свиток с алгебраическими формулами.
Анна попросила императрицу Екатерину II разрешить построить в Железцеве каменный храм Николая Чудотворца — старая церковь Покрова к тому времени уже сгорела. Императрица разрешила, и за три года, к 1779–му, церковь была построена.
Некоторые исследователи утверждают, что храм строился по чертежам Растрелли (или одного из архитекторов его круга). Сейчас от церкви остался только остов.
Тургеневский усадебный дом просуществовал до 1928 года.
В 1915 году в барском доме была больница для крестьян.
А в 20-х годах прошлого века дом и церковь растащили по кирпичику.
А в 20-х годах прошлого века дом и церковь растащили по кирпичику.
Так боялся крестьян, что построил подземный ход
Нынешнее село Кольцово раньше называлось Горяиново. Возможно, это название связано с горькой долей местных крестьян. Ведь, по писцовым книгам первой трети XVII столетия, в селении значилось всего три дома, в которых жили пять человек! Принадлежало село помещикам Бегичевым. Во второй половине XVIII века его приобрел Василий Кар. Это был генерал, которого послали на подавление восстания Пугачева. Но, с ужасом узнав о количестве бунтовщиков, Кар сказался больным, оставил войско и уехал в Москву. Екатерина II повелела уволить генерала со службы и запретила ему посещать Москву и Санкт-Петербург. Генерал практически безвыездно сидел в своем калужском имении. Был он строгим помещиком, даже отселил ленивых крестьян в отдельную слободу — Лениловку.
По проекту английского архитектора Кар построил большой дом. В центре он был трехэтажным, ближе к краям становился двухэтажным и наконец переходил в одноэтажные флигели, которые заканчивались башнями. По преданию, Кар так боялся разбойников, что не просто построил дом, похожий на крепость, но и приказал прорыть подземный ход до самой Оки. Долго ходили слухи, что в одну из стен этого дома генерал впоследствии был замурован взбунтовавшимися крепостными крестьянами. А его жена, будучи очень набожной, после этого события ушла в монастырь замаливать грехи мужа и все состояние отдала на постройку большой каменной церкви.
У Василия Кара и его жены Марии Сергеевны было двое сыновей: Алексей и Сергей — и две дочери: Екатерина и Анна. С Алексеем Кар не ладил и даже не включил его в свое завещание. Вот что писал генерал: «Делает мне ослушание, грубости, неучтивства и несносные оскорбления, и, чем более старался я по долгу отца обратить его на путь добронравия ласками, иногда и угрозами, он ничего того не внемлет».
После смерти Кара имение проиграл в карты его сын Сергей, и село перешло к Михаилу Осоргину. Тот был барином старой закалки, и всегда оставался холоден к нуждам крестьян. Его сын Михаил Второй оставил университет и переехал в имение отца. Здесь он провел водопровод от автоматического насоса, поставил мельницу и американскую молотилку. Завел в усадьбе образцовое молочное хозяйство. Молоко возил продавать в Москву. В 1918 году Осоргиным было предписано в трехдневный срок покинуть усадьбу.
Когда-то это имение в Кольцове проиграли в карты.
Краеведы откопали мраморные памятники
Село Нижние Прыски, что в 7 верстах от Козельска, известно с ХVI века. Тогда оно было пожаловано боярам Щербачевым. Те построили деревянный дом, который считался одним из самых красивых в округе.
Последними владельцами села стали дворяне Кашкины. Они на месте деревянного дома выстроили каменный трехэтажный особняк очень редкой формы — выгнутой подковы. Вокруг разбили парк, установили в нем беседки. Собрали библиотеку, которая насчитывала 80 томов. Каменную усадьбу Кашкиных разобрали в 1930-х гг.
В сельской церкви колхоз стал хранить зерно. Возле этого храма было кладбище, где хоронили всех Кашкиных. После революции надгробья были разрушены: чугунные плиты сняты, мраморные памятники разбиты. Но местные краеведы нашли 7 старинных памятников (один — из белого мрамора — откопали под соседним домом) и расставили их на свои исторические места.
Надгробный памятник сыну декабриста Николаю Кашкину.