В Калужской области слишком много вузов
Министр образования и науки Калужской области Александр Аникеев
поделился с нами планами реформирования региональной
системы образования.
Министр образования и науки Калужской области Александр Аникеев поделился с «Калужским перекрестком» планами реформирования региональной системы образования.
— Александр Сергеевич, какие изменения ожидают систему школьного образования?
— Школу ждут серьезные перемены, но главная из них — переход в 2011 году на новые образовательные стандарты. Изменится содержание школьных предметов, методики обучения, перемены ждут школьный учебный план и образовательные программы. Утверждены также новые требования к условиям ведения образовательного процесса.
По закону федеральные государственные образовательные стандарты должны меняться не реже одного раза в десять лет. В 2011 году на новые стандарты перейдет начальная школа, в 2012-м —
основная, а в 2013-м — старшая школа.
— Как эти перемены коснутся учеников? Появятся новые школьные предметы, изменится количество учебных часов?
— Перечень учебных предметов сильно не изменится. В учебном плане школ появится новая предметная область — духовно-нравственная культура народов России. В рамках этой области школьники будут изучать основы религиозных культур и светской этики, в частности — основы православной культуры.
Уже сейчас в школах появился дополнительный урок физкультуры. Кроме того, значительно расширяется вариативная часть учебного плана. Школьникам будет предоставлена возможность выбора учебных курсов, например необходимых им для подготовки к будущей профессии. Набор дополнительных учебных курсов школа будет формировать самостоятельно, с учетом пожеланий учащихся. Особенно сильно вариативность проявится в отношении старшеклассников.
— А что ожидает дошкольное образование?
— Оно решает не только задачи развития ребенка, его подготовки к школе, но и проблемы дезадаптации детей. Задачей дошкольного образования станет прежде всего развитие ребенка и его ранняя коррекция. Общеизвестно, что многие дети с поступлением в школу испытывают трудности в развитии. Дошкольное образование должно помочь ребенку их избежать или преодолеть. Родителям должна быть предоставлена возможность выбора формы дошкольного образования: в семье, в дошкольном учреждении или в иной форме. Мы на пути к этому. Сегодня мы пока не имеем возможности разместить всех дошколят в детских садах, но создаются учреждения присмотра за детьми, группы кратковременного пребывания, малые семейные детские сады. В сферу дошкольного образования приходит частный сектор, и это хорошо.
Сейчас впервые утверждены требования к образовательной программе дошкольного учреждения. Отныне в их деятельности более четкой станет образовательная функция. Каждый родитель вправе выбирать, как его ребенок будет получать дошкольное образование. Обязательного посещения детского сада ребенком требовать никто не будет.
— На одной из пресс-конференций вы заявили, что ожидаете сокращения числа калужских вузов. Что это за вузы и почему их число должно быть сокращено?
— Из нашей области должны уйти вузы, не дающие студенту качественного образования. Сегодня в Калужской области работает 27 вузов, их число избыточно для региона. В основном это филиалы государственных или негосударственных вузов. Перечень специальностей, по которым готовят эти вузы, не соответствует потребностям нашего региона:
в основном это пресловутые юристы, менеджеры и экономисты. Так, среди выпускников калужских вузов 21% составляют юристы, 44% — специалисты в сфере экономики и финансов. Этими специалистами рынок труда перенасыщен. А вот инженеров, строителей, пищевиков и медиков нам явно недостает. Для перспективного развития экономики области нужны инженеры-автомобилестроители, химики, строители, а вузы нам их не дают.
С 8 по 19 ноября Федеральное агентство по контролю и надзору в сфере образования (Рособрнадзор) проводило проверку ряда калужских вузов, выявив при этом грубые нарушения в их деятельности. Главное из них — нарушение вузами лицензионных требований. Правоустанавливающие документы на имущество отсутствуют, многие учреждения высшего образования не соблюдают условия образовательной деятельности — у них нет студенческих библиотек, столовых и пищеблоков, спортивных залов, медицинское обслуживание студентов не организовано. После подготовки документов с результатами проверки мы обязательно опубликуем перечень этих вузов. Что же касается сокращения их числа — мы будем действовать в рамках закона. Для начала будет предложено устранить нарушения, а далее последует принятие жестких мер — вплоть до закрытия вуза.
— Что же делать, чтобы исправить подобную ситуацию?
— Нужно способствовать регионализации системы профессионального образования, то есть готовить специалистов, которые необходимы экономике и социальной сфере нашего региона. Открывать новые специальности, необходимые региону: в области инженерии, автомобилестроения, фармакологии, медицины, строительства.
— Кто будет готовить эти кадры?
— В регионе много талантливых ученых и преподавателей, обладающих хорошим научным потенциалом. Поэтому мы сможем решить проблему преподавательских кадров. А чтобы стимулировать творческую работу преподавателей вузов и создание научных школ, наше министерство выступило с предложением учредить ежемесячные доплаты из областного бюджета профессорам за их результативную научно-преподавательскую деятельность в размере 30-40 тысяч рублей ежемесячно. Кроме того, планируем приглашать в вузы и преподавателей из-за рубежа. Хороших специалистов необходимо поддерживать не только материально, но и привлекая возможности перспективного научного роста и создания собственной научной школы.