Кто в Калуге лечит гитары

В нашем городе есть мастера, которые не только реставрируют гитары, но и делают их на заказ.

09:40 13.10.2010
0 5341

Алексей Сурнин: «Я не боюсь конкуренции. Туда с собой ничего не унесешь.
Если  ученик меня переплюнет — я буду только рад.»

Учитель и ученик
Два этих уникальных человека — Алексей Сурнин и Андрей Кузнецов – работают на улице Пушкина, под крышей Танеевского концертного зала. Сурнин — член Союза реставраторов музыкальных инструментов России. Ему 55 лет, из них  двадцать он посвятил гитарному делу. За это время Алексей сделал десятки и «вылечил» более тысячи различных гитар, мандолин, домр, балалаек и даже скрипок. Кстати, до революции в честь его прадеда, знаменитого мебельщика, в Калуге была названа целая улица.
Андрей родом из Кондрова. Восемь лет назад он узнал о Сурнине от знакомых музыкантов и приехал в Калугу, чтобы стать его учеником. С тех пор они работают вместе. В поисках пристанища сменили не одну мастерскую, пока их дороги не пересеклись с директором музыкального колледжа Натальей Абрамовой, взявшей людей уникальной профессии под свое крыло. Алексей за это время уже заработал себе имя, и не только в Калуге, но по-прежнему называет Сурнина исключительно по отчеству, на «Вы» и уважительно величает Мастером.

Штучные специалисты
Гитарный мастер – профессия штучная. В России людей, способных своими руками создать по-настоящему стоящую гитару — классическую или вестерн, можно пересчитать по пальцам, и большинство из них работает в Москве и Питере. Калуге повезло: здесь — сразу два мэтра. Музыканты самого высокого класса (не только местные, но и москвичи, туляки, брянцы) привозят мастерам свои вышедшие из строя инструменты или просят изготовить эксклюзивные гитары. В их среде репутация у калужан  безупречная.
В детстве ни тот, ни другой гитарными мастерами становиться, конечно же, не мечтали. Андрей, например, по первой профессии — учитель физкультуры. А Сурнин чего только в своей жизни ни делал. Пробовал себя и как музыкант. Автор этих строк двадцать восемь лет назад вместе с Алексеем и известным в Калуге бардом Владимиром Березиным составляли фолк-группу «18 %» и даже стали первыми лауреатами первого бардовского областного фестиваля.

Стало делом жизни
До революции часть улицы Тульской, до перекрестка со Ст. Разина, носила название Сурнинская. Она именовалась так в честь прадеда Алексея.
А тот был мастером-краснодеревщиком. Делал мебель для калужан и имел два магазина в Гостиных рядах. Уважаемый был человек!
Много лет назад, став по воле случая профессиональным настройщиком пианино, Алексей узнал, что его дядя тоже был настройщиком, причем одним из самых первых и уважаемых на только открывшейся тогда в Калуге фабрике пианино «Аккорд». От него достались Сурнину старинные скрипка и мандолина. Они требовали реставрации. Алексей пришел к известному в Калуге мастеру Поличеву, а тот, кое-что объяснив и уловив заинтересованный взгляд, сказал: «Делай, Леша, сам, у тебя получится». И получилось. Так, ремонтируя инструмент за инструментом, Алексей и не заметил, как реставрация вытеснила из его жизни все остальное и стала единственной профессией.
Вообще, он человек увлекающийся. Когда-то, в юности, несмотря на то что был парнем хулиганистым, увлекся бальными танцами. Решив приобщиться к этому делу, пришел в клуб железнодорожников и … нашел там свою будущую жену, с которой впоследствии они не раз становились призерами российских чемпионатов. Спустя двадцать лет пара Сурнин — Маркина снова на слуху и теперь выступает среди ветеранов. Когда успевают тренироваться — непонятно, поскольку в мастерской мастер без выходных и отпусков стругает, пилит, шкурит и лачит с раннего утра до позднего вечера.  
Помимо множества реставраций, сейчас у Сурнина в работе одна «классика» и две гитары-джамбо, внешне похожие, но, по словам мастера, звучать будут абсолютно по-разному. Почему? Это его секрет.

Мастера смогут «оживить» не только гитары, мандолины, домры, балалайки, но и банджо.


Балалайки родом из Китая
Андрей сейчас занят изготовлением электрогитары, которую заказал ему один перспективный музыкант, работающий, кстати, в музыкальном магазине, где торгуют дорогими фирменными инструментами. Казалось, мог бы выбрать любую «не отходя от кассы». Но нет, предпочел инструмент работы Кузнецова.
Кстати, большинство серийных массовых гитар, перед тем как попасть от производителя (обычно китайского) на калужский прилавок, тоже проходят через руки Сурнина и Кузнецова. Но это из тех магазинов, которые дорожат своей репутацией.
— Дело в том, — поясняет Алексей Сурнин, — что гитары массового производства отличает друг от друга только внешний вид. Качество звука и надежность этих инструментов, мягко говоря, оставляют желать лучшего. К сожалению, сделать из них «конфетку» не получается — конвейер есть конвейер. Вообще, ситуация с производством музыкальных инструментов развивается в стране печальным образом.
— Недавно я посетил ежегодную музыкальную выставку в Москве, — подхватывает Кузнецов. — Подошел к одному из стендов, где торговали дорогими балалайками. Чувствую, что-то не то. Спрашиваю, кто производитель?  В ответ слышу гордое: «Наши инструменты от ведущих отечественных производителей!» « Китайские, что ли?» — догадываюсь я. «Ну да!», — сердятся продавцы, видя, что я разбираюсь. Вот так! Теперь у нас ведущие отечественные производители балалаек — китайцы! Наши их закупают, чуть доделывают и выдают за дорогие фирменные отечественные!

Кто бывает в мастерской?
Через их мастерскую проходят гитары практически всех сколь либо стоящих гитаристов. Андрей как-то занялся подсчетом, и получилось, что в Калуге сегодня репетирует более сорока рок-групп! Профессиональные музыканты — частые гости в их мастерской. И совсем не потому, что инструменты ломаются чаще, чем у любителей. Гитарист и актер драмтеатра Григорий Бирюлин (главное действующее лицо в спектакле  «Дом восходящего солнца») перед каждым спектаклем забегает к мастерам, чтобы те проверили и настроили его гитару. А Вадим Симонов из группы «Джаzzатов-бэнд» играет на инструменте, который разработал (по эскизам самого гитариста) и изготовил Сурнин. И они с Вадиком это чудо все совершенствуют и совершенствуют. Александр Мостовой (работавший когда-то с Людмилой Сенчиной и в ВИА «Синяя птица») постоянно меняет лады на своих десяти гитарах. Где и когда он их успевает «запилить» — пока остается загадкой.

 Этому инструменту необходимо серьезное хирургическое вмешательство.
Музыканту-коллекционеру его вернут обновленным и полностью здоровым. 


Уважаемые читатели!
С кем еще из интересных земляков вы хотели бы познакомиться на страницах «Калужского перекрестка»? Вы знаете интересных, ярких, талантливых людей, о которых стоит рассказать на страницах нашей газеты и сайта? Пишите нам на электронный адрес: perekrestok@kp.kaluga.ru, оставляйте комментарии на сайте.
Автор: Александр ФАЛАЛЕЕВ, фото Игоря Рулева
Лента настроения
9 оценили
Какое впечатление произвела на вас эта новость? Поделитесь с нами
Обсудить новость
Партнёрские новости
Всего: 0 комментариев
Чтобы оставлять комментарии Авторизуйтесь
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