Черные следопыты сбывали тротил килограммами
В глушь на заработки
В селе Морошкино Ульяновского района несколько сотен домов. По местным меркам это очень много. Здесь есть клуб, магазин, школа, но стоит Морошкино в самой что ни на есть глухомани. Главная беда всех жителей – нет подходящей работы. В бывшем колхозе платят копейки. Устроиться в ближайшую воинскую часть – счастье великое. Все места давно заняты.
Промышляют сельчане кто чем может. Одни уезжают на заработки в Калугу, другие – в Москву, а есть и такие, кто уходит в леса, становится черным следопытом.
Дело в том, что рядом с Морошкином в 1941 году шли жестокие бои. Сразу две советские армии попали в котел. Фашисты окружили наши части, громили их минометным и артиллерийским огнем, бомбили с воздуха.
До сих пор кости погибших солдат белеют на опушках лесов, а в земле лежат тысячи снарядов. Именно последнее обстоятельство интересует черных следопытов. Ради денег они готовы рисковать собственной жизнью.
За три месяца – 3 кг тротила
Николай Русанов и Иван Демидов в свое время отсидели немалые сроки за торговлю оружием и боеприпасами, которые добывали в лесах, на месте боев. Но урок не пошел им впрок. Вернувшись в село, приятели взялись за старое. Уходили в чащу, в известные только им места, добывать тротил. Доставали его из минометных снарядов и авиабомб, а затем все добро продавали дельцам из Москвы.
Несколько лет назад в Морошкино из армии вернулся Дмитрий Ульянов. Служил он в Закавказье. После демобилизации с приятелями из южной республики связей не потерял. На гражданке, как и Русанов с Демидовым, занялся бизнесом – пошел в леса «копать окопы». Бывшие друзья из южной республики частенько наведывались к нему за товаром.
Сначала каждый из преступников работал поодиночке, затем самому опытному – Николаю Русанову — пришла в голову идея объединить усилия.
Он обучил Демидова и Ульянова приемам опытных черных риэлторов, показал места, где в земле лежало больше оружия, распределил роли: кто и за что будет отвечать.
Демидов первым принимал покупателей, знакомился с ними, а уже затем отправлял торговцев оружием к Русанову за товаром.
Работа закипела. С февраля по апрель 2007 года черные следопыты из Морошкина продали как минимум три килограмма тротила. Этого количества взрывчатки хватило бы для взрыва нескольких самолетов и поездов.
Всех взяли с поличным
Продавали тротил по дешевке. Сначала за килограмм просили 1000 рублей, потом, увидев, что на взрывчатку есть спрос, повысили цену до 2250 рублей. Деньги тратили на выпивку и закуску.
Бурная деятельность «сельских предпринимателей» не осталась без внимания милиции. Черных следопытов из Морошкина брали одновременно.
Демидова — в доме у старого деда. Тот приютил молодого пьяницу после очередной отсидки в тюрьме. Хибара, где жили эти двое, впечатлила даже видавших многое милиционеров: из мебели только грубо сколоченные топчаны, пол земляной, грязь непролазная. Тут же лежат бруски тротила.
Второй преступник — Дмитрий Ульянов — жил с отцом в старом деревянном доме. Обстановка была немногим лучше, чем у Демидова. Дмитрий был единственным, кто попытался сопротивляться оперативникам. Кричал о беспределе и о своей невиновности. После обыска успокоился. В доме Ульянова нашли тротил и боеприпасы.
Из троих злоумышленников лучше всех жил Русанов. У него был собственный ухоженный дом, рядом с ним — тщательно возделанный огород. Порядок в хозяйстве он поддерживал сам. Жена и двое детей давно уехали жить в Москву и с ним не общались. Когда оперативники вошли в дом, Русанов готовил суп. Незваным гостям не удивился и даже бровью не повел. Как знал, что все этим кончится. В доме Русанова тоже нашли тротил.
«Жертвы нас не волнуют»
— На допросах мы спрашивали всех троих: «Думали вы, кому продаете тротил? Для чего этим людям нужна взрывчатка? Ведь одного килограмма достаточно, чтобы взорвать самолет», — рассказывает начальник отдела следственной части следственного управления при УВД Калужской области Елена Алексеевна Журавлева. — В ответ Русанов и Демидов промолчали, только Ульянов высказался: «У нас в селе взрывать нечего, а Москва далеко, если там рванет, до нас не достанет».
Суд первой инстанции приговорил всех троих к разным срокам заключения – от 4 до 6 лет лишения свободы. Преступники с ним не согласились и подали апелляцию. Ждут смягчения приговора.
Имена преступников изменены.
Надежда ЮШИНА.
Благодарим за помощь в подготовке материала пресс-службу УВД.