Куликово поле
В деревне Никола-Ленивец в пятый раз прошел ландшафтный фестиваль «Архстояние».
Человек-собака и по совместительству приглашенный куратор нынешнего фестиваля Олег Кулик сформулировал тему фестиваля как «Девять ключей лабиринта. Лесная литургия», оставив за благодарными зрителями возможность интерпретировать эзотерическое название в меру собственной одухотворенности. Незадолго до фестиваля человек-собака спрятался от посторонних глаз в укромное местечко и переложил задачу комментировать готовящееся событие для прессы на своих коллег-организаторов. Не сказать, что те были счастливы взять на себя эту обязанность – московский художник Николай Полисский, который и прославил Никола-Ленивец, перебравшись туда жить и занявшись лэнд-артом на территории деревни, к примеру, еще во время подготовки проекта робко жаловался журналистам, что все бы ничего, да немного не хватает жесткой руки Олега Кулика, который как-никак курирует мероприятие.
К сожалению или к счастью руки Кулика не хватало и на самом фестивале, новые объекты, подготовленные архитекторами к «Архстоянию - 2010» были не слишком «куликовскими». Экологически чистая точка доступа к wi-fi посреди леса, ванны окруженные античными колоннами со стекающей в них коричневатой жижей, которая по задумке, кажется, должна бы быть водой, и другие шедевры современных архитекторов, прятавшиеся на огромной территории в 400 гектаров, не слишком отдавали «куликовщиной». Но это сполна компенсировалось арт-объектом, выполненным самим маэстро – гнездо на макушке огромной сосны высотой в 24 метра, в котором, собственно мастер и провел в полной тишине последние дни перед фестивалем. Возможно, он все это время подпитывался энергией из космоса, а может, его вдохновляла репродукция картины Босха с изображением святого Христофора и самодельной лампадкой, установленная Куликом неподалеку от сосны.
«Я страшно разочарован» - говорит Дмитрий, приехавший на фестиваль из Москвы, - «стоило ли ехать 4 часа по жаре ради того, чтобы посмотреть на сомнительные арт-объекты? В прошлые годы было намного лучше, интереснее и приятнее. К тому же, меня совершенно убивают эти толпы народа – на «Архстояние» всегда съезжались люди, но столько, по-моему, впервые». «Да ладно, все просто здорово, тут такие люди, такая атмосфера!» - перебивает его подруга Юлия – «я не была, правда, в прошлом году, но нынешний фестиваль – высший класс! Сейчас пойдем искать «Лабиринт», там вся движуха!»
А надо заметить, что до главного объекта, территории «Лабиринт», расположенной в лесной чаще, добраться смогли не все гости фестиваля. Во-первых, территория была спрятана и путь к ней нужно было отыскать, чтобы, очевидно, достичь просветления. Во-вторых, лучшим арт-объектом для измотанных дорогой, жарой и лютым столпотворением путников стали, наверное, точки питания, в которых за вполне скромную сумму можно было добыть стаканчик холодной воды, ну и конечно, река Угра, в которую можно было занырнуть и хотя бы ненадолго охладиться. Правда, Угра в дни фестиваля скорее походила на бульон из людей, чем на водоем, дарующий живительную прохладу, но это уже мало кого волновало. На «Архстоянии-2010» вообще мало что кого-либо волновало. Это же территория свободы и отдыха, порядок только все испортил бы и опошлил высокую идею фестиваля. Не калужский Вудсток, конечно, но нечто ему родственное. Многие гости фестиваля сожалели, что на и свободе стало как-то тесновато – совершенно очевидно, что концептуальное и независимое «Архстояние» превратилось в этому году в модненький фестивальчик, на который съехалась добрая треть Московоской и Калужской губерний.