Красота по советски
Даже во времена тотального дефицита калужане умудрялись выглядеть модно.
В 1950-е годы советские люди должны были быть одеты просто и скромно. Юбка — в обязательном порядке — ниже колен. Газеты того времени писали: «Для чего девушке или женщине нужна юбка, стесняющая ее шаг, путающая ее ноги? Возможно ли в такой юбке выполнять фабричные, полевые или даже домашние работы? Чем может быть занята голова у девушки или у женщины, которая выбирает себе одежду, заведомо неудобную и вредную для себя? Только лишь стремлением показать себя в таком виде, который бы привлекал внимание! Кого! Ловеласа, лоботряса, пошлеца».
Поэтому летом носили ситцевые платья в цветочек или мелкий горошек и платок на голове. Зимой — серое пальтишко, невзрачный шерстяной костюм. Крепдешин и крепжоржет считали дорогими и модными тканями, их было не достать.
Брюки на женщинах не приветствовались. Их разрешалось носить только на производстве и занятиях спортом.
Олицетворением моды 1950-х у нас становится Людмила Гурченко в «Карнавальной ночи»
(кстати, модель Диора, предложенная им в 1947-м). Платья похожих фасонов
стали шить на выпускной, на торжественный случай и даже на свадьбу.
1974 год. Высоцкий следил за модой.
Свитер и брюки-клеш были тогда очень популярны.
В 1970-е появляются умопомрачительные платформы,
на которых умел ходить не каждый.
1973 год. Фильм «Иван Васильевич меняет профессию».
Замшевая куртка — предел мечтаний советского человека.
(кстати, модель Диора, предложенная им в 1947-м). Платья похожих фасонов
стали шить на выпускной, на торжественный случай и даже на свадьбу.
1974 год. Высоцкий следил за модой.
Свитер и брюки-клеш были тогда очень популярны.
В 1970-е появляются умопомрачительные платформы,
на которых умел ходить не каждый.
1973 год. Фильм «Иван Васильевич меняет профессию».
Замшевая куртка — предел мечтаний советского человека.
Нейлон и кримплен
В 1960-х вся Калуга надела нейлоновые рубашки и кримпленовые платья. Модный нейлон был пределом совершенства. Рубашки не мялись, не желтели, их не надо было кипятить (достаточно просто постирать, даже в холодной воде). В общем, сносу им не было. Сначала их надевали только «на выход». А потом стали таскать и ежедневно.
— Когда в нашем дворе парни надели нейлоновые рубашки, мы — школьницы — в них сразу повлюблялись, — рассказывает калужанка Людмила Зайцева. — Бегали на них смотреть, завидовали старшим девчонкам, потому что они были красивые и модные.
Кримпленовые платья были еще одним чудом. На ощупь — шершавые, с выбитым рельефным узором. Узоры — самые разные: завитки, рубчики, розочки. Цвета — нереальные: от бледно-розового до ярко-салатового. В шкафу у мамы до сих пор висит кримпленовое платье лимонного цвета и «морковный» кримпленовый костюм на нейлоновой подкладке.
Кримпленовые платья не нужно было гладить, достаточно выстирать, аккуратно развесить — и можно снова надевать. Но не все с кримпленом было так гладко. Он бился током, искрился, трещал и прилипал. Кроме того, на платьях случались зацепки. Ее аккуратно обрезали маникюрными ножницами — на кримплене этот изъян был совершенно не заметен.
Еще ярче!
В 1980-х мы одевались на барахолке на Малинниках. Там можно было купить все.
Модницы 1980-х обычно выглядели так: черные или ярко-фиолетовые леггинсы, очень короткая юбка, кожаная куртка до талии, широкий ремень на бедрах и туфли-лодочки. Из украшений — пластмассовые серьги-кольца и браслеты ярких цветов. Супермодны были джинсы-«варенки» и «мыльницы» — резиновые туфли различных цветов.
Мальчишки носили широкие свитера, кроссовки со шнурками неоновых расцветок: розовые, салатовые, голубые.
В это время в калужских магазинах появились «столы раскроя». Например, в «Космосе» был такой стол. Сюда приносили ткань, и мастер делал выкройку. А сшивалась она уже дома — швейные машинки «Подольск» в то время были у многих. Некоторых обшивали подруги — портнихи из соседнего двора. Выкройку брали из затертого до дыр журнала «Бурда Моден».
В конце 1980-х группа «Комбинация» задавала новые модные тенденции.
Переходим на клеш
В начале 1970-х журналы «Работница» и «Крестьянка» стали печатать выкройки и модные модели. Журналы советовали: «Женщине после тридцати пяти лучше не носить брюки на работу, улицу или в кино. Платья без рукавов лучше не надевать, должен быть хотя бы короткий рукав. Не следует сильно затягиваться, в театр летом полагается надевать «пыльник» — легкий плащ».
Появляется вельвет темно-зеленого, черного и бордового цвета. Его с удовольствием носят и мужчины, и женщины. Очень популярны свитера, их надевают и на улицу, и на работу.
Супермоден клеш. Внизу диаметр штанины был от 30 см. Они волочились по земле, а чтобы не вытирались — клеши обшивали половинками застежек «молнии». В фильме 1973 года «Иван Васильевич меняет профессию» клеш можно увидеть даже на Наталье Крачковской.
В моду вошли водолазки и длинные юбки, слегка расклешенные книзу, их дополняли тоненьким блестящим поясом. Мужчины носили водолазки или классические рубашки. Летом рукава закатывали — рубашки с короткими рукавами были дефицитом. Продвинутые граждане могли позволить себе ходить в джинсовых костюмах (по цене, равной месячной зарплате).
Дорогие читатели! Давайте вспомним советские свадьбы: как одевались невесты и женихи, какие были традиции. Если у вас есть что нам рассказать и сохранились старые фотографии, звоните по тел. 79-04-54, пишите по адресу: г. Калуга, ул. Комарова, 36, «Калужский перекресток». Адрес электронной почты: st@kp.kaluga.ru