Поэзию слушают, чтобы не зачерстветь

Наш корреспондент беседует с калужским поэтом, руководителем литературного салона в арт-центре Sinatra Александром Трофимовым.
16:48 15.03.2010
0 1214

Помимо выборов в воскресенье, 14 марта,состоялось еще одно знаменательное событие - всемирный день поэзии. В этот праздник наш корреспондент пообщался с калужским поэтом, руководителем литературного салона в арт-центре Sinatra Александром Трофимовым.

- Александр, как возникла такая идея – организовать литературный салон?
- С самого начала мы осознавали, насколько сложная задача перед нами стоит. Но мы верили в это начинание, оглядываясь на популярность московского лит-кафе «Билингва», питерского «Болта» и прочих заведений, возрождающих интерес к живой поэзии, к стихам «с голоса». Мы были уверены, что в Калуге найдется достаточно как талантливых поэтов, так и публики, желающей слушать стихи в приятной обстановке. И не ошиблись. С момента первого вечера, состоявшегося 27 апреля прошлого года, их было уже более 30.
Мы стараемся делать наши программы максимально разнообразными, читаем не только собственные стихи, но и современных российских поэтов, и классику (у нас уже проходили вечера Маяковского, Бродского, Мандельштама, Цветаевой и Ахматовой). Мы не останавливаемся на калужских авторах, приглашаем поэтов из Москвы, Питера, Обнинска, Малоярославца. Как уже находящихся на вершине популярности (к примеру, Андрей Родионов), так и молодых, в том числе студентов московского литинститута им. Горького. В будущем планируем приглашать еще больше поэтов из других городов, в особенности, резидентов московских литкафе.
Проект этот некоммерческий – мы не берем деньги за вход, но у салона есть свое сообщество в социальных сетях, откуда можно узнать информацию о готовящихся мероприятиях.

- В чем отличие салона от обычного поэтического вечера?
- Возникновение салонной культуры необходимо и, наверное, неизбежно. Я имею в виду не просто появление большого числа новых поэтов, а организацию определенных площадок, где авторы и слушатели могут найти друг друга.
Это важно для публики, так как можно просто приходить в литкафе каждую неделю, не на определенные «громкие имена», а просто послушать стихи. И это важно для авторов – ведь именно в свое время салоны способствовали появлению, развитию и популярности беспрецедентного количества гениальных поэтов в начале двадцатого века.
Возможность выступить перед публикой абсолютно необходима любому поэту. К тому же, постоянное общение с «коллегами по цеху» заметно ускоряет творческий рост – немаловажную роль тут играет соревновательность, желание писать лучше. К тому же, посещение салона расширяет понимание поэзии не только для слушателей, но и для самих выступающих – ведь все мы в какой-то момент слушатели.
Многие поэты, регулярно выступавшие у нас, сделали заметный шаг вперед в своем творческом развитии, их стихи выросли очень резко, что заметили все, кто имел шанс сравнивать.

- А что ты думаешь о ситуации в русской поэзии?
- Интерес к ней растет,  люди все больше читают стихи. Современная поэзия далеко ушла от серебряного века, она меняется вслед за нашей жизнью. За это столетие поэзия прошла через две революции, две мировых войны и множество «вооруженных конфликтов», через Советский Союз к путчу, через Маяковского и Бродского – к Воденникову. Забывая об этом веке и этом пути, люди зачастую удивляются, поняв, что поэзия их собственной эпохи так сильно отличается от серебряного века и, тем более, от Пушкина.
Она почти отказалась от чистых рифм, от силлабо-тонических ровных размеров, от напевности и вычурного изящества. Все тоньше некогда столь ощутимая грань между поэтом и обычным человеком. Не потому что поэты перестали быть особенными, а потому что признали себя людьми и начали ценить именно это, говорить с позиции человека. Нет больше ни возвышенности над народом, ни пафосного чтения нараспев, ни особой роли (пророка, мессии, шута) поэта, есть человек, который говорит – максимально честно и прямо. Все эти позиции, безусловно, имеют множество оговорок и исключений – определить поэзию невозможно, но заметить несколько закономерностей и общих моменты может каждый, кто знаком с творчеством хотя бы десятка современных авторов.
Нынешняя наша жизнь чересчур интенсивна, она требует от нас все больше времени и сил. Возможно, именно поэтому поэзия стала именно такой – во многом жесткой, циничной, хлесткой, яркой и лишенной эстетства.
Поэзию слушают, чтобы не зачерстветь. Причем, я имею в виду не только лирику, но и сатирические памфлеты или стихи, наполненные болью и отчаянием. Мы воспринимаем концентрированный опыт переживаний другого человека, интересный и необходимый нам, так как мы живем в одном и том же мире, стране, городе. Ценно, если услышанное совпадает с нашим собственным мироощущением, взглядом, позицией, с нашей тревогой, печалью, восхищением или яростью. Но еще ценнее, если стих открывает для нас нечто совершенно новое – это единственная доступная нам возможность посмотреть на мир с другой точки зрения, расширяя собственный кругозор.



Автор: Николай АКИМОВ.
Лента настроения
0 оценили
Какое впечатление произвела на вас эта новость? Поделитесь с нами
Обсудить новость
Партнёрские новости
Всего: 0 комментариев
Чтобы оставлять комментарии Авторизуйтесь
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