Немцы нарядили елку для Красной армии
В эти декабрьские дни, 68 лет назад, Калуга была
полностью освобождена от немецко-фашистских захватчиков. Первые бои за
город завязались уже в двадцатых числах месяца, когда оккупанты
готовились встретить Рождество и Новый год.
В эти декабрьские дни, 68 лет назад, Калуга была полностью освобождена от немецко-фашистских захватчиков. Первые бои за город завязались уже в двадцатых числах месяца, когда оккупанты готовились встретить Рождество и Новый год.
Небольшая группа 50-й армии утром 21 декабря форсировала Оку и развязала бой. Немцам удалось оттеснить группу, и до подхода основных войск красноармейцы вели тяжелые оборонительные бои. Празднование католического Рождества было окончательно сорвано после того, как немецкое командование получило сведения, что 24 декабря в районе Калуги сосредоточились главные силы 50-й армии под командованием генерал-майора Ивана Васильевича Болдина.
Ставили искусственные елки
Немцы встретили католическое Рождество, что называется, наспех. А подготовка к Новому году, которую они вели в декабре, к концу месяца полностью прекратилась. Наряженные в домах елки они оставили при отступлении.
«25 декабря, вечером, сидели мы все дома, — пишет в школьном сочинении ученица 5-го класса средней школы №1 Вера СЕРПИНСКАЯ. — Вдруг стучат. Сестра идет отпирать. На пороге — немцы, шесть человек. Говорят: «Мы будем здесь стоять. Матка, давай воды и занавешивай окна. Давай 15 стаканов: мы чай пить будем». Когда все приготовили, пришли еще девять человек и начали праздновать Елку (католическое Рождество. — Прим. ред.). Достали искусственную елку, зажгли свечи, поставили на стол и раскидали маленькие кусочки (так в тексте — Прим. ред.) вокруг елки. Напившись чаю, они все притихли. Один из них, по-видимому, старший, начал что-то говорить непонятное на своем языке. Они вылезли из-за стола и стали укладываться спать. На другой день проснулись и уехали».
Немцы не ожидали наступления Красной армии и на площади Старый Торг к Новому году установили живую ель. Но при освобождении и артобстреле ее повалило взрывной волной.
Кормили горелой пшеницей
Наступление на город началось одновременно с трех сторон. Немецкий гарнизон в панике покидал Калугу, и к 11 часам 30 декабря советские части полностью выбили оккупантов из города.
— По свидетельству людей, не покинувших тогда город, новый, 1942 год Калуга встречала со смешанными чувствами, — говорит кандидат исторических наук, преподаватель истории КГПУ им. К. Э. Циолковского Майя ДОБЫЧИНА. — С одной стороны — радость от освобождения, с другой — боль от потери родных и близких. Люди погибали при бомбежке, перед отступлением гитлеровцы расстреливали мирное население целыми семьями.
Большинство мирных жителей погибло именно во время освобождения. Улицы оказались завалены трупами людей и лошадей. По официальным данным, было разрушено 196 домов, без крова остались 850 семей. Погибших никто не считал.
После освобождения от врага первым делом наладили поставку продуктов в город, на руки наконец-то стали выдавать хлеб.
А 1 января 1942 года в город пришла первая почта.
Два месяца оккупации калужане в прямом смысле пухли от голода. За время пребывания захватчиков в Калуге населению было выдано только по 10 килограммов горелой пшеницы на взрослого и по три — на ребенка, а также по килограмму соленых огурцов и помидоров на семью.
кстати
Во время освобождения Калуги и панического бегства оккупантов немецкую елку, установленную на Старом Торге, повалило взрывной волной.
устами ребенка
Весна 1942 года. Из сочинений на тему: «Что я пережил во время немецкой оккупации».
Ученица 5-го класса средней школы №5 Александра ЛИСИНА:
«11 октября, вечером, после боя, вошли немцы, усталые, грязные. Люди, которые с нетерпением ждали немцев, выносили хлеб, соль, молоко, здоровались с ними, как будто встречали освободителей, родных братьев. Такие люди — изменники Родины».
Ученица 4-го класса средней школы №6 КОРСАКОВА (имя неизвестно):
«Мы пошли домой, но квартиру заняли соседние жильцы. Мама стала просить освободить квартиру. Мой папа отступил с русскими. И они (соседи — Прим. ред.) нам сказали, что «ты и не проси, потому что твой муж — партизан. Убирайся со своими щенятами подальше!»
Ученица 9-го класса средней школы №1 Маргарита КОРОТКОВА:
«Всех охватила нервная дрожь, с минуты на минуту ждем, что подожгут наш дом, вот к воротам подходит немец, я спрашиваю: «Красный?» С искаженным лицом кричит, коверкая русские слова: «Красных нет и не будет!» Он стреляет в окно, мы все падаем на пол, вдруг из-под горы с Садовой улицы (ныне Кирова) слышно раскатистое «ура». Я подползаю к маме, обнимаю ее и кричу во все горло: «Красные были, есть и будут!» И в первый раз начинаю плакать за все время оккупации».
проверка слуха
Хлебом-солью не встречали
Много лет в Калуге муссируются слухи, что немецких захватчиков город встретил хлебом-солью. Прокомментировать этот факт мы попросили кандидата исторических наук Майю ДОБЫЧИНУ.
— Мне непонятно, откуда идут слухи о том, что Калуга встречала фашистов хлебом-солью. И кому, а главное — зачем это нужно, — говорит Майя Александровна. — Надо понимать, что такая встреча — это когда группа лиц по русской традиции при большом скоплении людей на скатерти и с поклоном передает хлеб-соль. Однако немцев в Калуге так никто не встречал.
Другое дело, если речь идет о коллаборационизме*. Случаи помощи врагу были во всех без исключения городах СССР, которые подверглись оккупации.
Пропагандистская машина фашистов работала очень грамотно и профессионально. Немцы позиционировали себя «освободителями от большевистского ига». А люди, недовольные действующей властью, были всегда и везде. И они радовались приходу немцев, полагая, что те пришли свергнуть власть большевиков.
Естественно, и в нашем городе были случаи, когда калужане добровольно и с радостью отдавали оккупантам не только хлеб-соль, но и другие продукты. Они же шли работать в полицию, участвовали в облавах, которые немцы устраивали на евреев, большевиков, партизан и красноармейцев.
* Коллаборационизм — осознанное, добровольное и умышленное сотрудничество с врагом в его интересах и в ущерб своему государству.
Немецкая кинохроника, гитлеровцы в Калуге