Дед Мороз против Санта-Клауса
У каждого народа есть свой новогодний персонаж, тесно связанный с его
традициями и историей. Русский Дед Мороз совершенно особенный и лучший,
хотя бы потому, что он наш.
У каждого народа есть свой новогодний персонаж, тесно связанный с его традициями и историей. Русский Дед Мороз совершенно особенный и лучший, хотя бы потому, что он наш.
Приближается Новый год! Нет, стоп! Приближается Нью Йеар! И скоро нашим детишкам не Дед Мороз, а Санта-Клаус принесет подарки. Точнее, презенты.
О настоящем русском Деде Морозе дети, увы, уже почти и не помнят. Наших детей поздравляет с Новым годом не сказочный Дед Мороз из далекого детства, а какой-то бородатый тип, который «работает под нашего».
Сначала он обрадует нас новостью про Мерри Кристмас, а потом посулит всем Хэппи Нью Йеара. Ведь научились же мы выговаривать: «Хэппи Бездей ту Ю!» И уже привыкаем к празднику святого Валентайна. И тыкву разрисовываем на пресловутый Хэллоуин.
Мы уже настолько привыкли, что не замечаем и подмены родного нашего Деда Мороза имитацией в виде китчевого Санта-Клауса. Мы дарим своим детям игрушечных Санта-Клаусов, украшаем ими елки (спасибо, Китай), весело напевая при этом известный новогодний мотивчик.
Вспомните, как когда-то в детстве мы водили хороводы и пели новогодние песенки, а утром с замирающим сердцем заглядывали под елку: что принес нам Дед Мороз?
Где все это? Где она, сказка НАШЕГО детства? Осталась только в старых фильмах да в воспоминаниях людей, родившихся в другом тысячелетии, в другом веке, в другой стране. В СССР...
Изобилие красных шапок с помпоном на улицах позволяет предположить, что Санта-Клаус постепенно покоряет наши города. Однако нетрудно заметить, что Дед Мороз в России прочно удерживает лидирующие позиции. Например, поисковая система «Яндекс» отслеживает около 7 млн. сайтов со словами «Дед Мороз», что почти в два раза больше числа страниц со словом «Санта-Клаус» (3,2 млн.).
В русскоязычных блогах Дед Мороз (860 тыс. записей) в 14 раз популярнее Санта-Клауса (58 тыс. записей). И есть основания полагать, что прозападному новогоднему персонажу у нас в ближайшее время не на что рассчитывать.
Кстати, в среднем на каждой пятой картинке в Интернете с подписью «Дед Мороз» изображен Санта-Клаус! Выходит, Санта-Клаус, действительно, вероломно проникает в Россию, однако он эффективно нейтрализуется тем, что его тут же называют Дедом Морозом.
Нашим детям виднее
Так кто же все-таки ближе россиянам: наш традиционный Дедушка или «их» Санта?
Вот что думают по этому поводу калужские профессиональные Деды Морозы.
Михаил Коротин, режиссер театра:
— Лучше Дед Мороз американского Санта- Клауса или хуже, я сказать не могу. У них одна задача: и тот, и другой дарят детям радость. Но у каждого народа должны быть свои традиции, которых нужно придерживаться. Ведь без прошлого нет будущего, как гласит народная пословица. А Дед Мороз — это наша история. Он появился в русских традициях уже очень давно, более двух тысяч лет назад.
Сейчас даже церковь пошла на признание Деда Мороза. Но, чтобы не признавать языческий культ, она стала отождествлять его со святым Николаем, Николаем Угодником, и тем самым опять дала повод путать его с Сантой.
Пока еще наши дети различают этих двух героев. Даже когда в 1990-е годы у нас начали продавать кока-колу и вместе с ней на улицах появились многочисленные Санта-Клаусы, наш Дедушка Мороз не сдал своих позиций.
Игорь КОРНИЛОВ, актер Областного драмтеатра:
— Нужен ли нам американский Санта-Клаус?! Если серьезно, то это ужасно, что сейчас прет все зарубежное, что нам прививают чужие традиции.
Хорошо, когда мы знаем, что есть такая культура, есть такая. Но сейчас идет навязывание чужеродного.
А у нас ведь все иначе! У нас шикарный костюм, у нас по-другому дарятся подарки. Там все сухо, а наш Дед Мороз может открыть у ребенка таланты, о которых не знал ни он сам, ни его родители. У меня был интересный случай. Пришел ребенок, и я, как и всех, попросил его прочитать стишок. Мама стала оправдываться: «Он никогда ничего не хочет учить». Мы с мальчишкой поговорили-поговорили... и тут он как начал рассказывать — у мамы аж глаза загорелись. Она не верила, что ее сын знает хоть одно четверостишие.
В прошлом году меня пару раз назвали Санта-Клаусом. Хотя в Калуге я не знаю ни одного человека, кто бы выступал в его роли.
Вот такие листовки висят в центре немецкого Дюссельдорфа. Как видите, Дед Мороз не сдает своих позиций, а наоборот, ведет наступление на Запад. Удивительного здесь нет ничего, ведь нынче в Германии очень много наших соотечественников.
В редакцию «Перекрестка» ее принесли наши сотрудники, которые буквально несколько дней назад вернулись из Германии.
из истории вопроса
Старик Трескун и злая жена Зима
Дед Мороз появился очень давно.
Когда-то, еще до принятия христианства на Руси, наши предки верили в то, что духи умерших охраняют свой род, заботятся о приплоде скота и хорошей погоде. Поэтому, чтобы наградить их, каждую зиму дарили им подарки. В канун праздника деревенская молодежь надевала маски, выворачивала тулупы и ходила по домам, колядовала. Хозяева одаривали колядующих, которые представляли собой духов предков, едой. Среди колядующих выделялся один человек, одетый страшнее всех. Это был самый старший и самый грозный дух, Хозяин зимы. Его еще называли просто Дедом. Этот дух и есть прообраз современного Деда Мороза. Позже он поселился в народных сказках под именем Морозко, или Дед Трескун. Представляли Трескуна длиннобородым стариком с суровым, как русские морозы, нравом.
Он был женат на презлющей особе — Зиме. Со временем у Дедушки появилась внучка Снегурочка, снежная девушка, и он подобрел, стал сам приносить подарки и выполнять сокровенные желания.
Святой Николай под маркой «Кока-Кола»
Прообразом европейского Санта-Клауса был реальный человек — святой Николай, родившийся в III веке в городе Мира (Ликия, Турция). Это один из самых почитаемых христианских святых. Такая честь выпала ему за великую доброту к людям и творимые им чудеса. В некоторых странах верят, что святой Николай подбрасывает беднякам кошельки с деньгами через дымоход. Кошельки падают в башмаки, которые те ставят сушиться в камин.
Европейские переселенцы, обосновавшиеся в VII — XVIII веках на новом континенте, привезли туда и предания о святом Николае, или Синт-Николасе, имя которого позже преобразовалось в Санта-Клаус.
Однако сегодняшнего Санту сотворила компания «Кока-Кола». Именно благодаря ей христианский святой превратился в чистейший коммерческий продукт.