Власть должна защищать интересы калужан
Материал «Фольксваген» учится бастовать» вызвал
большой резонанс среди читателей сайта.
Напомним, что в нем шла речь о конфликте одного из профсоюзов, существующих на предприятии, с руководством. Его выражением стала «итальянская» забастовка, в результате которой выпуск автомобилей был сокращен до тех пор, пока стороны не пришли к договоренности.
Сегодня мы публикуем некоторые отклики. Следует сразу сказать, что в подавляющем большинстве эти отклики написаны по существу и говорят о том, что газета затронула горячую для города тему.
В основном их можно поделить на две практически равные части. Одна большая группа поддерживает действия профсоюза, другая — считает правильными действия заводской администрации.
Чем мы хуже немцев?
— А чем мы хуже немцев, что должны работать за копейки?— сразу задается вопросом chernih10. — Почему же тогда калужские машины стоят на уровне машин немецкой сборки, ведь китайский товар в разы дешевле.
— Изначально было известно, что зарплата на этом заводе не будет превышать заработной платы работающих на «Тайфуне» и «Турбинке», хотя оно и более выгодно — чтобы не «уводить» профессионалов с этих предприятий, — говорит посетитель сайта Saper111 и цитирует ответ губернатора Анатолия Артамонова из комментария по поводу конфликта на автозаводе: «Власть обязана гарантировать безопасность деятельности инвесторов». То есть доходы калужан, работающих на этих инвесторов, вообще по музыкальному инструменту (барабану)? А вместе с тем цены на продукты питания выросли, а проезжая по улицам Зерновой и Московской, я вижу, как разгружают машины, которые не может купить простой смертный. И как это можно объяснить? Где кризис? Население стало меньше есть? Но ведь удачно открываются новые торговые точки...
— Инвесторы пришли в Россию для того, чтобы: сэкономить на зарплатах (мы для них если не быдло, то наравне с индусами); получать прибыль с увеличения продаж за счет снижения таможенных пошлин (т.к. сборка наша) и, соответственно, снижения транспортных расходов, — считает посетитель сайта T_Rex.
Зарплата должна отражать квалификацию
— Если бы работники были довольны всем, то никакой профсоюз не уговорил бы их бастовать уверен Dimon. — Вышли бы несколько недовольных и обиженных, тем бы все и закончилось. А раз бастует большое количество рабочих, значит, не всe так гладко на заводе.
Тем, кто говорит, что не нужно равняться на зарплаты в Германии и что на заводе нет квалифицированных специалистов, потому и не следует им большие зарплаты платить, хочу сказать следующее. Этих специалистов на «Фольксвагене» и не будет, т.к. нет хорошей зарплаты. Какую зарплату платите — такие специалисты на завод и приходят. И судя по словам Холечека, зарплату индексируют только относительно инфляции. А по-нормальному — для каждого работника надо было сделать более прозрачную систему индивидуального роста квалификации и зарплаты. Вот тогда и потянутся к вам желающие работать с других заводов и появятся специалисты нужной квалификации. А то причесали всех русских под одну гребенку, мол, лентяи, обезьяны необразованные и без квалификации и т.д., и жалуются, что в Калуге нет нужных специалистов, тем самым выставляя это как повод для неповышения зарплат. Кто-то возразит: «Какой смысл обучать рабочих и потом еще повышать им зарплату?» Смысл — в повышении качества и, как следствие, конкурентоспособности. И тогда историй из цикла одна бабка сказала, что гайка отвалилась, будет меньше или вообще не будет.
Знали, куда шли
— Вы, ребята, извините, но о каких забастовках идет речь? — спрашивает посетитель сайта Спиридон. — Условия озвучиваются при приеме. Не нравится — валите, каждому рабочему в затылок дышит желающий из района, а если согласны — то будьте любезны работать как положено! Пора забыть про гуляния по цехам.
— Где у нас рабочие без высокой квалификации получают зарплату 15–18 тысяч рублей? — продолжает тему Малышка. — Каков труд, такова и оплата.
А для женщин, которые там работают, какой выбор: или на рыбном лотке торговать, или полы мыть в сортирах, или на заводе в чистоте, с перерывами, больничными и отпуском работать. По-моему, выбор очевиден.
Таких условий работы ни на одном нашем калужском предприятии нет. Почему-то это никто не учитывает. А с повышенной температурой в цехах вопрос решат, и опять же быстрее, чем на наших. Жаль, что мы так отстали от них...
Чтобы получать, как в Германии…
Есть еще одна небольшая группа наших читателей, которые пытаются сделать свой вывод из возникшего на заводе конфликта. Звучит он, выражаясь словами посетителя сайта vw0708, так:
— Зарплаты на иностранных предприятиях устанавливаются по-среднему на рынке труда в регионе и не надо испытывать иллюзий. Каждому платят зарплату, которую он заслуживает. А если кто-то считает, что может получать больше, пусть это докажет и найдeт другую работу, с большей зарплатой. А чтобы получать зарплату, как в Германии, — вначале надо научиться работать, как в Германии, тогда и будем жить, как в Германии.
Ему вторит посетитель сайта Igel:
— Для начала надо научиться думать, как в Германии. И построить такое же общество, как там. Гражданское общество.
— Я согласна с теми, кто говорит: какая зарплата, такая и работа, должна быть градация, считает читательница Leona. — Ведь если уже способен обучить человека, то получи бонус. Если делаешь свою работу без косяков, получи бонус. Мотивация должна быть! Заинтересуйте людей, и русские будут делать не хуже, чем немцы в Германии.
точка зрения
Отслеживаем ситуацию
— Сейчас вместе с представителями профсоюзов и трудового коллектива «Фольксвагена» мы начали работать над заключением трудового договора с администрацией, — говорит заместитель министра труда Ирина Батищева. — Процесс это не быстрый, но мы думаем, что на предприятии состоится собрание работников, которое выберет инициативную группу и заключит от лица трудового коллектива такой договор. Поскольку на заводе два профсоюза, то такой путь наиболее подходящий для него.
Решать с помощью переговоров
— Наши профсоюзы работают в рамках Трудового кодекса, — говорит председатель областного совета профессиональных союзов Александр Гречанинов. — На заводе «Фольксваген» два профсоюза — отраслевой и независимый, но нет коллективного договора.
Наш профсоюз письменно обращался со своими предложениями к администрации предприятия, когда в цехе произошло повышение температуры. И администрация прислушалась к этим предложениям.
Этот профсоюз выходил и на мое имя с просьбой обратиться в техническую инспекцию. Мы посылали на предприятие ее представителя.
А второй профсоюз просто самовольно пошел на остановку конвейера в цехе. А это уже идет вразрез с Трудовым кодексом.
Все спорные вопросы профсоюзы сейчас стараются решать ведя переговоры с работодателями. И работодатели советуются с ними. Например, многие предприятия переходят сейчас, учитывая позицию профсоюзов, на неполную рабочую неделю, вместо того чтобы сокращать работников.
Работодатели понимают, что профсоюзы выражают точку зрения работников и в большинстве случаев сотрудничают с ними. Если этого не происходит, то профсоюзы могут обратиться в прокуратуру. Это тоже действенный метод.
К сожалению, на многих предприятиях профсоюзы еще не стали действенной силой, а где-то их просто нет. Но рабочие обязательно должны знать, что у каждого из них есть не только обязанности, но и права. Профсоюзы могут их представлять и защищать.
справка «Перекрестка»
Фонд имени Фридриха Эберта является международной, некоммерческой и негосударственной организацией, действующей в духе основополагающих ценностей социал-демократии, — сообщает пользователь Igel об организаторе профсоюзного семинара, с которого, собственно, на автозаводе все и началось. — С 1989 года фонд ведет работу в России, поддерживая международный диалог, способствуя поиску решений общественных проблем и стимулируя развитие гражданского общества.