Константин Арбенин: «Я не сочиняю песни, я их вспоминаю»
Питерская группа «Зимовье зверей» приехала в Калугу уже в седьмой раз.
Интеллектуальные и живые тексты, неподдельный артистизм, уверенное и свободное существование на стыке разных музыкальных жанров — вот что характеризует творчество «Зимовья зверей». Музыканты курсируют с концертами в основном между Петербургом и Москвой по небольшим клубам, изредка наведываясь за границу. Но благодаря калужским энтузиастам группа в очередной раз приняла приглашение выступить в нашем городе, чтобы порадовать своего слушателя живым выступлением и общением.
До музеев музыканты еще не добрались
— Мы до сих пор так и не разобрались, под какой жанр попадает наше творчество, — рассказывает Константин Арбенин, лидер группы и автор текстов. — Часто то, что мы делаем, называют бард-роком, и это, пожалуй, наиболее применимо в нашем случае. Но, конечно, мы замахиваемся на куда более широкий диапазон. Несколько лет назад мы привозили в Калугу музыкальный спектакль «Звери ищут лето» на известный сюжет русской народной сказки, и он был тепло принят слушателями всех возрастов.
— Вообще, наш слушатель — это во многом читатель, — рассуждает Константин, — и для него немаловажны тексты песен. Хотя не в последнюю очередь изюминкой выступления является и способ подачи песен, их театрализованная составляющая. И мы рады найти в Калуге своего, тонко чувствующего и благодарного слушателя.
Наш город понравился питерцам, и они не раз прохаживались по его улицам. Но признались, что, хоть уже не первый год приезжают в Калугу, ни в один музей так и не зашли, даже в музей истории космонавтики. А версию о том, будто Калуга чем-то схожа с Петербургом, отвергли сразу, оставшись верными родной Северной Венеции и заявив, что такое сравнение могли бы сделать только москвичи.
«Всегда готов к рок-н-роллу»
Период сплошной электрической рок-музыки и амбициозное желание собирать на своих концертах многотысячные стадионы группа попросту переросла, как стремительно взрослеющие подростки вырастают из детской одежды. И пусть «Зимовье зверей» почти невозможно услышать на ведущих радиостанциях или увидеть в составе участников крупного рок-концерта, ее можно смело зачислить в копилку настоящих талантов, взращенных городом на Неве.
Сейчас музыканты перешли на акустическое элитарное существование — гитара, скрипка и голос. Они остаются вполне довольными постепенным и естественным расширением своей аудитории. Выпускаются новые пластинки, количество которых перевалило за десяток; Арбенин издает стихи и в качестве соавтора ведет детскую передачу на одном из питерских телеканалов; при участии группы проводится фестиваль «Могучая кучка», выводящий на сцену неизвестных талантливых музыкантов и поэтов. И все идет своим неспешным чередом. Лишь иногда, словно в память о славной молодости, группа собирается в расширенном составе и дает полноценный электрический концерт.
— Песня «Всегда готов к рок-н-роллу» — это еще и заявка на будущее, — говорит Константин. — В нашем новом альбоме, который выйдет весной следующего года, будет немало электрических вещей.
«Гомера не читал, он и так сидит внутри меня»
Многие талантливые писатели и музыканты уверяют, что не являются в полной мере авторами своих произведений, намекая на то, что произведение будто нисходит на них свыше. Не остался в стороне от этой закономерности и Арбенин:
— Как рождаются песни — совершенно неформулируемый процесс, — размышляет он. — Они словно уже существуют, а я только вспоминаю их.
Но, говоря о влиянии литературных привязанностей на творчество, мы привели в пример Константину его песню «Одиссей и Навсикая», на что получили следующий ответ:
— Я люблю классику в широком понимании этого слова. Я читаю с удовольствием и Чехова, и Толстого, также Гончарова, Гроссмана… Вот Гомера нет, Гомера я как-то не читал никогда. Мне кажется, что это такие вещи, которые уже существуют внутри каждого человека на архитипическом уровне. И все это всплывает само собой. И я пользуюсь тем, что можно не читать, оно ведь и так внутри сидит.
На Лукьяненко не в обиде
Мы попросили Константина прокомментировать один эпизод в третьей части «Дозоров» фантаста Сергея Лукьяненко, где герой романа, вампир, вылетает за границу с фальшивым паспортом на имя Константина Арбенина.
— С Лукьяненко мы хорошо знакомы, и вообще «Зимовье» немного вращается в кругу писателей-фантастов. Например, мы принимали участие в обсуждении проблем современной фантастики на их последнем конвенте и многое почерпнули для себя (смеется). Поэтому я не только не в обиде, но даже польщен таким реверансом со стороны Сергея. Надо бы отомстить ему, в хорошем смысле, и сделать героем одной из своих песен.
Виктор КУЗЬМИН.
Фото Андрея ГУСЕВА.