АЛЕКСАНДР БАЛУЕВ:«Не люблю кино скучное и похабное»
Корреспондент «Калужского перекрестка» встретился с популярным актером после его спектакля на сцене концертного зала областной филармонии.
В столичном антрепризном спектакле «Идеальный мужчина» по пьесе Танкреда Дорста Балуев играл одну из главных ролей. Калужане шли на спектакль, предполагая, что увидят комедию. Но постановка оказалась грустной и даже трагичной. Как и герой Балуева.
«Я больше грустный по жизни»
В выделенной для разговора отдельной гримерке одетый во все темное актер курил и жаловался на плохой кофе. Он энергично отказался от букета цветов, который пытался вручить ему один из наших коллег- журналистов.
— Ни в коем случае, что вы, я ориентацию менять не собираюсь. Это не мне дарить надо, — даже как-то застеснялся он при виде большого букета астр.
— А что же вы делаете с цветами, которые вам дарят зрители после спектакля? — поспешил ему на помощь корреспондент «Перекрестка».
— Дарю. Мне дарят, и я их, в свою очередь, дарю кому-нибудь. В этом нет ничего плохого.
— Спектакль, который мы посмотрели, получился грустный. Тяжело, наверное, из него возвращаться в обычное состояние?
— Нет, мне нет. Я вообще по жизни больше, наверное, грустный, чем веселый. Поэтому для меня - легко.
— В каком-то репертуарном театре вы работать не собираетесь?
— Нет. Для этого у меня нет времени, и в мои ближайшие планы театр не входит.
«У нас кино дилетантское»
Для встречи корреспондент нашей газеты запасся диском, на котором было записано несколько фильмов, где играл популярный актер.
— Александр, если бы вы сами составляли такую подборку, что бы вы в ней оставили, а что убрали?
— Убрал бы фильмы «Дура», «Посылка с Марса», «Олигарх». Другие бы - «Идеальная пара», «Антикиллер», «Заказ» — оставил.
— В свое время вы сыграли в двух фильмах у Гарика Сукачева. Один он снимал в нашей области. Удалось тогда Калугу посмотреть?
— Да, я играл у Гарика в «Кризисе среднего возраста» и «Празднике». В Калуге побывать не удалось, мы все съемки «Праздника» просидели в деревне, на родине жены Игоря Ивановича в Козельском районе.Гарик сейчас,насколько я знаю, снимает новый фильм. Но меня он почему-то не позвал. Может, это и к лучшему.
— Вы играете в театре, кино. А в режиссуре нет желания попробовать свои силы?
— Нет, я этому не учился, а одного хотения для того, чтобы снимать кино, мало. Не учитывая этого, мы имеем сейчас кино в большинстве , своем дилетантское: у людей есть большое желание снимать кино и деньги для этого. А как это делать, они не знают. Я не хочу попасть в число таких дилетантов.
— В одном из фильмов, тем не менее, вы играли режиссера, причем достаточно нелицеприятного для этого сословия. Режиссеры на вас не обиделись?
— Мне все равно, как они ко мне относятся. Тем более, я не брал в «Дуре» какого-то конкретного человека, а взял свои ощущения от режиссуры, своего понимания режиссеров, с которыми я сталкивался, - с хорошими и плохими. Это общая история.
«Люблю артхаус и попсу»
— Где вас можно будет увидеть в скором времени?
— Алла Ильинична Сурикова сняла новый фильм, причем серьезный. Он рассказывает о пятидесятых годах, времени смерти Сталина. У меня в нем роль театрального художника, который переживает кризис. Причем это не кризис среднего возраста, а очень серьезный, внутренний.
— Кстати, кризис среднего возраста вы сами испытывали?
— Как и всякий мужчина. Ближе к сорока годам он у каждого проявляется.
— А кроме участия в фильме Суриковой будут еще какие-то работы?
— Я снялся у Андрея Звягинцева. Правда, пока фильм еще не закончен. Андрей сделает его к весне.
— А про что он?
— Не скажу! Запрещено говорить. Но по стилистике это, в общем, похоже на его «Возвращение».
— Вам больше нравится сниматься в артхаусном или массовом кино?
— Я люблю и артхаус, и попсу, если под ней подразумевать хорошее кино для зрителей. Те же сериалы - это и есть попса, в которой не найдешь никаких арт-изысков. Мне нравится всякое кино, кроме скучного и похабного, как то всякие разные «няни», «шмяни». Для меня это похабщина. Мне кажется, и большинство наших зрителей значительно выше того, чем кормят их создатели подобной продукции.
— Ну, вы в таких сериалах, слава Богу, замечены не были.
— Так ведь мне предлагают. Какого-то «Великолепного Петю», например. Я как открыл сценарий, посмотрел две страницы… Я потом им сказал, что обо всем этом думаю.
— Работа в сериале сильно отличается от работы в кино?
— В принципе, ничем она сейчас не отличается. Только скоростным режимом. Сериалы снимают теперь как кино - и технологии такие же, и на пленку снимают, и свет такой же ставят. Просто все немножко сжатее.
«Этот народ надо лечить»
— После возвращения из Голливуда вы снялись у Владимира Хотиненко в «Мусульманине»…
— Да, это десять лет назад было. В этом году у фильма юбилей.
— Мне кажется, что фильм этот до сих пор недооцененный…
— Я сам не оценщик ни своего творчества, ни творчества моих коллег. Да и кто может оценить фильм? Министр культуры или сообщество чиновников от культуры? Вряд ли. Важнее, когда ко мне зрители подходят и благодарят за роли. А насчет «Мусульманина» — его очень редко показывают.
Мы снимали его в деревне, видели людей, которые там живут. В общем-то, это те люди, о которых и получилось кино. Это неглупые люди, у них есть ум природный. Но, к сожалению, у большинства самоубийственная страсть - алкоголь. А это путь, ведущий в пропасть.
Мне кажется, эту страну, этот народ надо лечить. Нужно каким-то образом заинтересовывать жизнью, а не отбивать у крестьянина последнюю охоту работать на земле. Если он будет трудиться, он не будет пить. А если и будет - то после работы. Но работа у человека должна быть нормальная, а не такая, чтобы нельзя было прожить. Кто в этом виноват - мой герой-крестьянин Федька или эта власть, которая не дает ему работы? Я считаю, что власть.
— В сериалах и фильмах у вас теперь, в основном, роли положительных персонажей. Репутация положительного героя не мешает вам?
— Меня вообще ничего не тяготит. Я разных людей играю: и положительных, и отрицательных. У меня внутри некий баланс существует, я могу быть разным. Поэтому я никакой миссии не несу, у меня на плечах ничего нет, чтобы тяготило. Положительных, конечно, сложнее играть, потому что запрещенное легче. То, что вне закона, легче. Дьявол — он ярче, Бог - скромнее.
Наша справка
Александр БАЛУЕВ, артист театра и кино.
Окончил школу-студию МХАТ, играл в спектаклях ЦТСА, театра имени Ермоловой. Один из первых отечественных актеров, работавших в Голливуде. Снялся более чем в 50 фильмах. Среди них «Миротворец», «Доказательство жизни», «Столкновение с бездной» (все - США), «Прорва», «Кризис среднего возраста», «Праздник», «Турецкий гамбит», «Антикиллер», «Благословите женщину», «Московская сага» и других.
Не раз отмечался как лучший актер на различных кинофестивалях.
Беседовал Андрей ГУСЕВ. Фото автора.