Новый спектакль призывает к примирению
Очередной премьерой калужского драматического театра стала композиция «Белая гвардия» по одноименному роману и пьесе «Дни Турбиных» Михаила Булгакова, которую поставил режиссер Александр Баранников.
Очередной премьерой калужского драматического театра стала композиция «Белая гвардия» по одноименному роману и пьесе «Дни Турбиных» Михаила Булгакова, которую поставил режиссер Александр Баранников.
Ее театр показал 7 ноября. Дата премьеры была, по всей видимости, выбрана не случайно. Таким образом театр в лице режиссера продемонстрировал свое отношение к событиям ноября 1917 года. И следует сразу сказать, что этот спектакль - не развлекательный, вряд ли его ждет большой коммерческий успех. Но попытка осмысления нашего прошлого в такого рода постановке имеет полное право на существование. Следует отдать должное мужеству режиссера, решившегося поставить на калужской сцене хрестоматийное для советского театра произведение, ведь его обязательно будут сравнивать с известными столичными постановками. Причем он не просто перенес действие пьесы на сцену, а предложил свое собственное видение одного из самых драматических произведений о революции и России. Можно сказать, что это ему удалось и в постановке видны даже истоки наших сегодняшних напряженных отношений с Украиной.
В отличие от памятного фильма Владимира Басова и недавней постановки Сергея Женовача в МХТ, в спектакле Александра Баранникова наряду с трагической историей одной семьи много внимания уделено историческим реалиям того времени. Возможно, это затруднит восприятие сюжета молодыми зрителями, плохо знающими отечественную историю, однако вполне может оправдать желание театра замахнуться на нечто большее, чем развлечение публики.
И, оказывается, наши актеры на это способны. Сразу три роли – Андрея Турбина, автора и Мастера - уверенно исполняет в спектакле Леонид Клец. Игорь Постнов оказался очень симпатичным в роли Лариосика, дебютант театра Александр Заточкин убедительно сыграл романтичного Николку, Игорю Корнилову вполне по плечу оказалась роль Шервинского, а Дмитрию Денисову – Мышлаевского. Берет за душу Лена (Светлана Ляхова) в сцене молитвы Божьей Матери.
Очень интересные символичные декорации спектакля, использование в пьесе текстов из Евангелия превратили семейную историю на изломе эпох в своеобразную притчу. А финальная сцена, когда герои движутся к свету, позволяет надеяться, что этот свет обозначает не только награду за мученичество, которое им предстоит в жизни, но и все же очищение и покаяние, к которым мы – те, кто за этим наблюдает из зрительного зала, - пока так и не пришли.